Об образах Пресвятой Богородицы, связанных с чадородием

| Печать |

Ожидание ребёнка – это счастье, которое зачастую сопряжено со множеством тревог и волнений: и о течении беременности и родов, и о здоровье ожидаемого ребёнка, и частая досада на плохо контролируемые эмоции – всего не перечислишь… Вот почему в этот период женщины возносят особенно горячие молитвы ко Господу и Божией Матери, потребность в защите и покровительстве Которых они так явственно ощущают!

Бесплодие приносит тяжёлые душевные страдания, поэтому бездетные пары истово молятся о даровании им детей.

Очевидно, именно эти переживания и послужили причиной для создания образов Богородицы под названием «Блаженное Чрево», «Слово плоть бысть» и «В родах Помощница» (другой вариант названия: «Помогательница жёнам чады рождати»).

Названия первых двух икон – цитаты из Нового Завета. Так, «Блаженное Чрево» соответствует строке из Евангелия от Луки [Лк.11:27]: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», а «Слово плоть бысть» – цитата из Евангелия от Иоанна [Ин.1:14] на церковно-славянском, в синодальном переводе читаем: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…»

Образы Богородицы «Слово плоть бысть» и «В родах Помощница» очень схожи между собой с некоторой разницей: на иконах «Слово плоть бысть» Приснодева обычно (но не всегда) изображается с покрытой головой, Её руки придерживают святительский омофор, на котором стоит Младенец Иисус в мандорле (сияние миндалевидной формы); на иконе «В родах Помощница» Богоматерь часто изображается с непокрытой головой, а Её руки как бы придерживают мандорлу с Младенцем Иисусом, изображаемую на уровне груди Богородицы. Изображение Пресвятой Богородицы с непокрытой головой свойственно западной традиции, в связи с чем существуют предположения о западном происхождении образов.

Икона «Слово плоть бысть» широко почитаема на Дальнем Востоке. Она также носит название Албазинская – по названию крепости Албазин на Амуре (ныне село Албазино). С 1885 года епископ Камчатский Гурий установил общецерковное празднование этого образа 9 марта (22 марта по новому стилю). По молитвам перед ним в 1900 Благовещенск был избавлен от девятнадцатидневной осады, устроенной китайцами, также он прославился чудесными исцелениями во время эпидемии моровой язвы в Приамурье. С 1902 года образ проносился крестным ходом по всему Дальнему Востоку. В наши дни возобновлена традиция крестного хода с иконой «Слово плоть бысть» из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре.

Празднование образов «В родах Помощница» и «Блаженное Чрево» установлено 26 декабря (8 января по новому стилю), в день Собора Пресвятой Богородицы.

В России иконы с образом «В родах Помощница» были довольно распространены. В книге Е. Поселянина «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон» (1914 г.) говорится, что подобные образы можно было видеть в благочестивых семействах его современников. К сожалению, в годы коммунистических гонений на Церковь большая часть икон была утрачена. В современной России списки иконы «В родах Помощница» встречаются нечасто. Тем не менее, один из них можно увидеть в храме великомученика Пантелеимона при ЦРБ г. Видное. Ещё один известный образ «Помощница в родах» был обретён в 1993 г. и находится сейчас в Никольском соборе г. Серпухова. Благочестивая христианка сберегла икону в годы гонений и подарила её приходу кафедрального собора Николы Белого г. Серпухова, когда узнала о его возрождении. Этот список уже прославился среди верующих помощью женщинам при патологии беременности и бесплодии.

Образ «Блаженное Чрево» по иконографии очень похож на более распространённую икону «Млекопитательница». Искусствоведы также говорят о его западном происхождении: в рукописном сборнике 1714-1716 гг. есть сказание, согласно которому этот образ был принесён на Русь в 1392 году из итальянского города Бари, где он стоял на гробнице с мощами Святителя Николая Чудотворца. Из Переписной книги Благовещенского собора Московского Кремля 1680 года и более поздних описей собора известно, что Барловская икона Божией Матери (искажённая форма слова «Барградская», т.е. из города Бари) находилась там до 1924 г., официальные сведения о её дальнейшей судьбе отсутствуют.

В наши дни сохранились три списка чудотворной иконы «Блаженное Чрево», которые, судя по описаниям образа начала XX века, не являются его точными копиями. Однако в литературе конца XIX – начала XX вв. различные списки иконы «Блаженное Чрево» уже описывались как самостоятельные чудотворные образы.

Ко всему вышесказанному хочется добавить: сколько бы ни существовало икон Пресвятой Богородицы, все они изображают Одну и Ту же нашу общую Владычицу Богордицу и Приснодеву Марию, Которая всегда внемлет искренней молитве, творимой с верой и смирением перед святой волей Её Сына и Бога нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

 

Н. Трончинская

По материалам образовательного портала «Слово» (http://www.portal-slovo.ru)

 

и сайта «Иконы России» (http:// www.iconrussia.ru)