Первый среди равных. Валерий Лобачев.

| Печать |

ПРИЕМЛЕШЬ ЛИ ТЫ?..

Глухо шаркнул железный засов, дверь приоткрылась, и плечистый "дружинник" (нарукавная повязка — зеленая, уставный цвет патриаршей мантии) бросил в сумрак, в моросящий дождь: "Пресса!" Несколько человек, те, что решили дождаться исхода сегодняшних событий (ТАСС, АПН, Гостелерадио...), рванулись с паперти в Трапезную церковь Троице-Сергиевой Лавры — туда, где шло закрытое заседание Поместного Собора, где выбирали Патриарха. "Если кликнули прессу, значит — выбрали?.."
В президиуме пауза. Ждут председательствующего — местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Вот он выходит и сухо излагает цифры. 317 бюллетеней. Восемь признаны недействительными.166 — за митрополита Алексия, 143 — за митрополита Владимира. Патриархом избран Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский. "Приемлешь ли ты это избрание?" — вопрошает владыка Филарет. "Избрание меня Освященным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю".

Двое корреспондентов исчезают — к телефону; информация поспеет в ночной выпуск теленовостей. А здесь — благодарственный молебен, приветствие избранному, ответное слово. Речь, яркая своей архаичностью:
— Мое недостоинство... Жизнь моя, вся связанная с Церковью, подходит к вечеру, но меня избрали... Много вопросов перед Церковью... и не только перед ней... Нужен соборный разум... Поместные Соборы, Архиерейские Соборы... Соборный принцип, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь...
Слова о соборном разуме, о церковном единстве были первыми программными в устах нового Патриарха. Строго говоря, Патриархом он еще не стал: и в этот, и в следующий, и в последующий дни титуловался как "митрополит Ленинградский и Новгородский, избранный Патриархом". И только в воскресенье 10 июня, в день Всех святых, в Богоявленском патриаршем соборе состоялась интронизация Патриарха Алексия II. Из государственного хранилища доставили посох митрополита Петра,того, ктоперенес русский церковный престол из Владимира в Москву. Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, вручая сей жезл новоизбранному, напомнил: время трудное, время слезное...
ВЫБОРЫ
Что такое "соборный разум" в действии, вполне проявилось на выборах Патриарха. Начались они 6 июня, на Архиерейском Соборе, в столичном Даниловом монастыре. Из 92 архиереев РПЦ собралось 90 — епископы, архиепископы, митрополиты. Большинство могли претендовать на патриаршество. Устав исключал 12 человек по молодости (им не было сорока) и пятерых как не имеющих советского гражданства (часть архиереев зарубежныхепархий).
Тайное голосование по оставшимся 75 сразу выявило небольшую группу лидеров. Все — митрополиты, почти все — постоянные члены Синода. Но и лидер в этой группе набирал немногим больше трети всех голосов.
Ничего удивительного тут не было — Патриарх Пимен не оставил безусловного преемника, известно было, что придется именно выбирать.
Архиерейский Собор решил оставить Поместному Собору три кандидатуры. Две первые по числу голосов определялись просто, третья и четвертая шли с разницей всего в один голос. Решили проголосовать отдельно эти две — определиться почетче. Исход тот же — преимущество в голос.
Итак, претендентами на патриаршество всея Руси стали митрополит Алексий (Ридигер), митрополит Владимир (Сабодан), митрополит Филарет (Денисенко). Первый занимал престижную Ленинградскую кафедру, высокие должности в международных церковных организациях; член правления отечественных обществ и фондов, народный депутат СССР от Фонда милосердия. Второй — управляющий делами Московской Патриархии (ключевая координационная должность). Третий — экзарх Украины...
Еще в преддверии выборов в церковных кругах заговорили о жребии. Вспоминали Поместный Собор 1917—1918 годов, жребий, выпавший митрополиту Тихону, который из трех главных претендентов набрал меньшее число голосов, но обернулся жребий, дескать, на пользу церковную. Хотелось, чтобы Промысл Божий указал нового Патриарха и сейчас, и придал бы ему особенный авторитет и значение...
Но Архиерейский Собор не вышел на Поместный Собор с идеей о жребии. Однако предложил собравшимся в Лавре дополнить список своими кандидатами. Регламент же для новых кандидатов был избран довольно жесткий. Выдвижение не менее чем двенадцатью участниками Поместного Собора, а потом тайное голосование "за" не менее чем половиной состава. А Поместный Собор — это уже 316 человек. (Из них 88 — миряне, а 38 членов Собора — женщины — монахини, мирянки.)
Дополнительные кандидаты оказались теми же, что выдвигались архиереями и накануне. Но и тут они не добрали, получили по сто с небольшим голосов каждый. И тогда вернулись к списку № 1... Нет, было, было среди всего этого одно оригинальное предложение! Неуставное. Кандидатура митрополита Антония Сурожского. Историческое название митрополии (Сурож — древнерусское имя города Судак) передалось зарубежной епархии РПЦ. Кафедра французского подданного, потомка российских эмигрантов Андре Блума — в Англии. Известный проповедник, златоуст. Но по-современному прост, природно демократичен. О нем говорят как о святом человеке, но святость эта сродни святости средневековых монахов — легких на подъем, запросто общающихся с миром, чья проповедь доходчива и неназойлива...
Конечно, митрополит Антоний не проходил по Уставу, но Устав был принят на Соборе 1988 года и в принципе мог быть уточнен на Соборе 1990-го. Ссылались на пример Католикоса всех армян Вазгена II, который до избрания на эчмиадзинский престол имел румынский паспорт. За владыку Антония говорила, по всей видимости, надежда, что такой неожиданный, неформальный вариант сможет сдвинуть с места наболевшие вопросы Церкви, что человек такого рода объединит "левых" и "правых", найдет путь к единству РПЦ и Русской Зарубежной Церкви... Впрочем, рискую предположить, что все-таки митрополит Сурожский не набрал бы необходимых 159 голосов. Но сама заявка симптоматична...
Итак, первый список. В пресс-центре Лавры (маленькое здание в теремном стиле у Святых ворот, с английской надписью "офис") — распечатанные на ксероксе краткие биографии кандидатов. Ну, посмотрим еще раз. Возраст: митрополиты Алексий и Филарет 1929 года, владыка Владимир — 1935-го. Ридигер родился в Таллине, служение начинал, а затем и кафедру имел в Эстонии. Был управляющим делами Московской Патриархии. На днях по Ленинградскому телевидению показывали, как владыка у себя в Питере освящал закладку храма в колонии, по инициативе заключенных — они видят в этом одну из черт перестройки. Шел, здоровался с ними за руку, верующих благословлял... Сабодан и Денисенко родом из украинских сел. Но священствовали не только на Украине. Россия, Прибалтика, зарубежье... Оба были на должности ректора Московской Духовной академии, так что стены Лавры им сродни...
Голосование затягивается. Синодальная "чайка" рванулась по трассе в Москву. Там в гостинице остался архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Феодосий (его предшественник проводил голодовку, запершись в своем соборе от униатов, пикетирующих на площади, и рассылал телеграммы протеста во все инстанции страны и мира).
Владыка болен, ему повезли урну для голосования. Да, а диалога с униатами не получилось. А еще как раз в эти самые дни в киевском Доме кино проходит Поместный Собор украинских автокефалистов. И еще: Русская Зарубежная Церковь решила создавать на территории СССР не только свои приходы, но и свою иерархию. И все это — вразрез с Московской Патриархией. В Определениях Поместного Собора прозвучит с болью и то, и другое, и третье. И слова будут и миротворческие, и жесткие. Ик диалогу призыв, и осуждение...
А по Лавре, вдоль временного ограждения у Трапезной церкви, стоят верующие, любопытствуют — как там, что там? Волнуются. Тут же и пикетчики с яркими, издалека читаемыми плакатами. Женщины из Краснодара — всё просят вернуть им их бывшего архиепископа. Дьякон из Подмосковья, уволенный за штат. Писал в Верховный Совет, и самому Президенту — на владык жаловался. Ну и уволили. Тоже ведь забыл конституционный догмат об отделении. Теперь предлагает создать профсоюз низового священства "Крест" типа армейского "Щит". Все это вместе с автобиографией и хроникой конфликта написано в две краски, и эмблемы "Креста" и "Щита" нарисованы. Рядом. Относятся к нему по-разному: одни слушают, другие осуждают...
Из Трапезной доходит информация: никто не набрал и половины. Кандидаты распределились в последовательности, повторяющей вчерашнюю: митрополит Алексий, митрополит Владимир, митрополит Филарет. Уже вечер, но местоблюститель — председатель Собора предупреждал: до ночи будем сидеть. Следующий тур — выбор из двух лидирующих кандидатов: Ридигер или Сабодан. Все строят прогнозы.
Нервы на пределе. Многие считают, что те, кто голосовал за экзарха Украины, теперь отдадут свои голоса украинцу Владимиру. Ну а если сыграет все-таки не национальный, а личностный фактор? И голоса разделятся? Тогда может получиться, что наберут поровну, и никому из них не хватит искомых половины плюс минимальныйперевес... Тогда что? Тогда — жребий? Или — все сначала. И уже завтра, а не как намечалось — в течение дня, и по новому списку?..
Никто ничего не знает. В Москве, в гостинице "Украина" давно стынет заказанный для участников Собора ужин, а когда они еще туда попадут... Соборян в экстренном порядке кормят в академической столовой — чай с бутербродами. Трудится счетная комиссия под председательством митрополита Антония Сурожского. Говорят, в десять часов будут результаты. Какие?
И вот члены Собора возвращаются в Трапезную церковь. Двери на засов, окна на шпингалеты. Терпеливая пресса стоит на паперти. И вдруг — глухо шаркнул железный засов...
"ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ"
Сказать, что соборные выборы напоминают наши парламентские Игры (все-таки с большой буквы, а не с маленькой, ставки велики), — значит сказать банальность. А банальность всегда неверна — это или "верхний слой" явления, или вчерашний день в его осмыслении. О чем говорили в Даниловом монастыре, на патриаршем приеме после интронизации Алексия Второго? Председатель Верховного Совета СССР А.И.Лукьянов отметил соборность и демократичность выборов. А должность Патриарха назвал ответственной и многотрудной. Митрополит Киевский и Галицкий Филарет говорил о том, что "Патриарх отражает полноту синтеза личного и соборного", отметив "первенство Патриарха среди равных ему епископов".
"Первый среди равных" — как это понимать? С этой проблемой я уже немного познакомился, присутствуя прошлой осенью на международной церковно-научной конференции, посвященной 400-летию установления патриаршества в Русской Православной Церкви. Поскольку речь как-никак шла о власти, академичность докладов нет-нет да и приобретала остроту дискуссии. Прошлись по всем "горячим" точкам — спорили о мере вины Патриарха Никона в расколе; о первенстве Константинопольской Патриархии в православном мире и первенстве Рима в мире христианском вообще. Понимание первенства в "своей" Церкви невольно переходило в понимание мирового лидерства.
Так вот, когда богословы РПЦ оппонировали представителям Константинополя и Ватикана, выясняя, до какой степени апостольское правило о "первом среди равных" может распространяться, слово взял епископ Вологодский и Великоустюжский Михаил, седой темпераментный владыка какого-то истового вечного типа — его прямо сейчас хоть в прошлый век, хоть в семнадцатый, хоть еще дальше, — и произнес неожиданное: "Если бы Христос здесь присутствовал, — он сделал паузу, — нет! физически присутствовал, — пояснил он, имея в виду, что духовно Он витает над конференцией, — то Он бы очень расстроился. Не говорю, что Он применил бы бич, но был бы очень огорчен! Каноны создавались для своего времени, а Евангелие — для всех времен. Последняя беседа Христа с учениками — заповедь о любви. Если бы побольше следовали этой заповеди, то меньше бы внимания уделяли этому канону. Брали бы тот канон, который сегодня полезен, исходя из любви к Христу и Церкви — телу Христову..."
Мне это предупреждение тогда показалось очень важным. Не доросли мы все, наверное, еще до того, чтобы истинно разбираться в таких тонкостях, как "первый среди равных". Что такое власть персонифицированная — понимаем. Что такое, когда все тайно голосуют, — тоже. А тоньше — уже сложно. В церковном предании хоть такая формулировка есть: "первый среди равных". А в миру и до того еще не дошли. Кажется, это именно владыка Михаил выступал на Архиерейском Соборе за примат жребия. Теперь понимаете — почему?
...Накануне открытия Поместного Собора журналист из одной католической страны, недавно аккредитованный в Москве, спрашивал меня: а сколь великое событие для страны — избрание Патриарха? для какой части населения это важно? Разговор пошел, сколько у нас православных верующих, и только потом я спохватился, что говорим мы не о том. Выбор Патриарха Московского и всея Руси сегодня важен для многих. И для неверующих, неприхожан Русской Православной Церкви, может быть, даже острее. Ведь важно — как там у них, в этом заповедном гуманитарном институте — Церкви, которая сегодня открывается нам и своими проблемами, и своими сокровенными традициями? Есть чему поучиться или нет? И найдет ли новый Патриарх всея Руси нужные слова в тех непредсказуемых ситуациях, что ждут нас в ближайшие годы? Поможет ли вовремя вспомнить главную, последнюю заповедь — о любви?

Валерий ЛОБАЧЕВ
Источник: "Наука и религия" №9, 1990 г.