Почему в храме нет книги – Устава? Службы идут не по Уставу?

| Печать |

Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке.
Употребляемые при богослужении книги можно разделить на священно – богослужебные и церковно – богослужебные. К священно – богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, т.е. книги, взятые из Библии. К церковно – богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник – книги, составленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания.
Типикон, или Устав – церковно–богослужебная книга, содержащая систематическое указание определенного порядка и образа совершения богослужений суточного круга (вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов). Слово “типикон” – прилагательное от греческого “типос” (образ, образец, вид). Пожалуй, наиболее точно его можно перевести на русский язык как “сборник типов, образцов“, в то время как для слова “устав” есть более подходящий греческий термин “диатаксис”. Церковный Устав (Типикон), как бы, дает общую схему, по которой должно строиться богослужение и показывает "образцы", "типы" церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал, Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года. В каждом храме есть Типикон. Он не выставлен для общего доступа, потому что предназначен, прежде всего, для священнослужителей, а не для мирян. Типикон достаточно сложная книга, а грамотно составить по ней богослужение сможет только опытный уставщик. Но даже Типикон не отражает в полной мере всего литургического опыта Церкви. Литургику (науку о богослужении) изучают студенты в духовных школах (богословских институтах, семинариях) в течение нескольких лет. Cлужбы в приходских храмах несколько сокращены, но при этом сокращение не уничижает, ни смысла богослужения, ни благоговейности молящихся. Это сделано исходя из того, что не каждый мирянин может выстоять длинную службу и думать при этом не о ногах, а о Боге.