truthcenter

Разумеешь ли, что читаешь? ( Деян.8.30) или Маркион снова с нами…

Декабря 04, 2011 0 Comments Bloggies by Administrator

Пожалуй, самым ценным свидетельством значения  книг Ветхого Завета являются слова Христовы: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне” (Ин.5.39). Итак, книги Ветхого Завета требуют самого внимательного чтения и исследования. Чем дороги Церкви ветхозаветные писания? В послании к Тимофею апостол Павел говорит: “Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить во спасение верою во Христа Иисуса.” Писания Ветхого Завета – христоцентричны! И далее: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения.” (2 Тим.3.15-16). Ветхий Завет принимается Церковью как богооткровенный, религиозно-актуальный текст. Статус книг Ветхого Завета находит подтверждение в их именовании “Святыми Писаниями (agiе graphе)” (Рим 1. 2).


Не возлагать на вас никакого бремени…Содержащиеся в ветхозаветных книгах предписания касаются не только богопочитания,  богослужения и системы ритуальных запретов, но и норм общественной жизни, семейных и имущественных отношений, а также политического устройства израильского общества. Эти законоположения по своей полноте и обстоятельности, по подробному регламентированию жизни народа носят характер юридических кодексов и составляют в своей совокупности целостную правовую систему. Данные правовые нормы при всем их своеобразии имеют очевидные параллели с нормами правовых систем, окружавших Древний Израиль ближневосточных народов. Вопрос о возможном влиянии этих правовых систем на Ветхозаветное право принципиально решается в свете соотношения элементов богооткровенных и обусловленных собственно человеческими, культурными факторами в содержании Библии. Большая часть ветхозаветных юридических предписаний и норм в их буквальном смысле утратила силу для христиан. Говоря юридическим языком, вопрос о области применения правовых норм следует отделить от вопроса об их источнике. Неизменность нормы нельзя считать непременным критерием ее принадлежности к Божественному праву. Ведь воля Божия и промысел Божий выражаются и в попечении о наших временных нуждах. Принципиальный подход к предписаниям ветхозаветного законодательства в Церкви таков: ветхозаветные нормы юридического и литургического содержания не являются в Церкви нормами прямого действия, но сохраняют свою силу настолько, насколько Церковь сама сообщила им эту силу, руководствуясь принципом, выраженным в постановлении Апостольского Собора.
Новые Маркионы. Предельным выражением тенденций принижения значения Ветхого Завета предстает еще во II в. попытка Маркиона (известного кроме того своими крайними аскетическими воззрениями) отказать ему в статусе христианского Священного Писания. Она была решительно отвергнута церковным сознанием как явно еретическая и нецерковная, прочно закрепив за Маркионом “славу” одного из самых злостных еретиков. К этой же области относятся попытки некоторых богословов нового времени рассматривать Ветхий Завет узко национальной историей еврейского народа, соответственно лишая ветхозаветную историю права на какую-либо религиозную ценность для христианства. Примечательно, что кампания по внедрению в общественное сознание подобных взглядов имела место и в нашей отечественной истории вскоре после событий 1905 г. Тогда эта акция вызвала отпор со стороны богословов, в частности, с отповедью ее идейных основ выступил митр. Антоний (Храповицкий). Подобные тенденции просматриваются и в современной церковной жизни, в высказываниях некоторых священнослужителей, различных церковных публикациях. Об этом мы расскажем отдельно.
По-существу, отношения между Ветхим и Новым Заветами в церковной традиции строятся на чутком, не поддающемся жестким определениям балансе. И если во времена апостола Павла решающим было понимание того, что “покрывало снимается”с сердец у читающих Ветхий Завет при их обращении ко Христу (2 Кор. 3.15-16). То в нынешнее время ситуация парадоксальна тем, что вопиющее незнание Ветхого Завета, его языка, в том числе символического, системы образов, общий отрыв от библейской традиции лишает людей церковных полноты понимания новозаветных текстов.
И все же классической формулой, при всей своей лаконичности исчерпывающе определяющей взаимоотношение двух Заветов, а также помогающей осознанию взаимопроникновенности частей, составляющих единое целое, на все времена остается высказывание блаженного Августина: “Новый Завет в Ветхом сокрыт, Ветхий в Новом открыт”.