truthcenter

Исследуйте Писания… (Ин.5.39)

Августа 09, 2011 0 Comments Bloggies by Administrator
Недавно задан мне был один вопрос: “Господь говорит: “Кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и левую ” ( Мф. 5. 39). Но, в то же самое время, Он не исполнил этой заповеди, когда к этому представился случай. “ Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ” (Иоан.18:22-23). Как разрешить данное недоумение?” Ответ на этот вопрос глубоко затрагивает библейскую проблематику и связан с подчас неверным восприятием текста Евангелия. Вопиющее незнание библейских текстов, отрыв от живой традиции  Священного Писания лишает людей церковных полноты понимания новозаветных текстов. А библейская безграмотность возводится чуть ли не в достоинство православного христианина. Дескать, у нас есть Новый Завет, зачем читать Ветхий. Приводят в свое оправдание цитаты, вроде этой: “ Как небо отстоит  от земли, так и Новый Завет от Ветхого “и прочая, фактически лишь маскируя свою вопиющую безграмотность. Как же обстоит дело на самом деле, давайте разберемся на примере заданного вопроса.
   Если обратить внимание, первая из приведенных цитат находится в 5-й главе Евангелия от Матфея. А это Евангелие с 1-го стиха 5-й главы по 1-й стих 8-й главы содержит в себе уникальное, возвышенное, поэтическое, цельное, дивное по своей глубине, к сожалению, не всегда понимаемое читающими место, которое принято называть Нагорной проповедью. Рассматривать отрывок Мф. 5.39 можно лишь в контексте и как часть Нагорной проповеди. Поэтому, чтобы ответить на поставленный вопрос, постараемся разобраться сначала, что из себя представляет Нагорная проповедь. Чем она является, а чем нет.
   Итак, “Увидев народ…“ (Мф.5:1). В греческом тексте народ назван “ охлос “, если исключить негативное прочтение,- это простолюдины, простаки, толпа ( в которой кого только нет, как мы понимаем , фейс -контроль отсутствовал). И уже в 13 и 14 стихах: ”Вы -соль земли. Вы -свет мира. “ Почему? И к ним же:” Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф.48). И эти простаки поняли все, что Христос сказал.
   Немного истории. Ветхозаветные законоположения касаются не только богопочитания, богослужения, личного благочестия, но и норм общественной жизни, семейных и имущественных отношений, а также политического устройства израильского общества. Эти законоположения по подробному регламентированию жизни народа носят характер полноценных юридических кодексов. Положения: “не преступай клятвы, око за око и зуб за зуб, ненавидь врага твоего, если кто разведется с женою своею и т.д.” служили для регламентации общественной жизни народа (заложенные в них идеи справедливого суда, соразмерности наказания преступлению и т.д. не отменялись никогда, и применялись не только в Израиле, но и в Византии, и в православной Российской Империи). Но и в книгах Закона ведь существовали еще и тексты, обращенные непосредственно к душе, а также книга Притчей, пророческие писания. Что же они-то говорят? Просто несколько цитат : “Ибо Господь Бог Израилев говорит, что Он ненавидит развод“ (Малах. 2.16) ( это в более точном переводе с еврейского, в Синодальном мы здесь найдем ошибку, а вот церковно-славянский перевод повторяет древний текст). Далее: “Не говори: “я отплачу за зло”(Притч.20.22). “Не говори: “как он поступил со мной, так и я поступлю с ним” (Притч. 24.29). “Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется” (Притч.24.17). “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ” (Притч.25.21-22)”. И ”Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими “ (Втор.6.5). И даже:” Люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев.19.18). Теперь Вы понимаете, что распространенное утверждение ,что если раньше в Ветхом Завете говорилось - отплати добром за доброе , то теперь требуется отплатить добром и за доброе и за злое, если раньше говорилось - “возлюби ближнего твоего”, то теперь сказано - люби и ближнего, и любого другого и даже врага своего люби, что новозаветная нравственность превосходит ветхозаветную – неверно. Это может утверждать только человек, не знающий Священное Писание.
   А 17-й стих 5 гл. Евангелия от Матфея приводит слова Христовы: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”, который предварял многократное “ А Я говорю вам “. Христос действительно не нарушил Закон и ни одну черту из него. Если буквально - нравственное учение Христа не принесло ничего принципиально нового, чего не было в Законе до Него, не нарушило и не разрушило нравственных принципов Закона. Христос Евангелия не Законодатель, а Спаситель. Новизна Христова учения -это Сам Христос. Не стоит пренебрегать Ветхим Заветом, помня, что именно его св. апостолы и именовали Священным Писанием (iera grammata) (2 Тим 3, 15).
   Теперь давайте заглянем в книгу пророка Исаии ( которого за точность пророчеств о Христе называют ветхозаветным евангелистом): ” Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих “ (Ис.61:1,2). Ведь именно с прочтения этого отрывка в Назаретской синагоге Господь начинает Свое общественное служение:” И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами“ (Лук.4.21). И много раз Господь будет обращаться к этому отрывку для свидетельства Своего достоинства Мессии, Сына Человеческого (это тоже мессианский термин, но уже из Даниила), Сына Божия, Бога во плоти. Вспомните, когда придут ученики Иоанновы, чтобы спросить: ” Ты ли это? “,- снова парафразом Исаии ответит им Христос.
   Да вот и исследуемая нами Нагорная проповедь построена как самый яркий парафраз того пророчества. “ Блаженны нищие “( в ряде авторитетных изводов слово” духом “ отсутствует). Нищие – “анавим” (евр.), вполне определенный мессианский термин, часто употребляемый в Священном Писании. Нищий Израиля – это остаток Израиля, чающий утешения Израиля (напр., Св. Симеон Богоприимец ( Лк.2.25)), а потому плачущие, алчущие правды( не правд человеческих, ведь их Правда-Бог, и они ждут, когда Он наполнит Собой все), а потому и сами чистые сердцем, кроткие, милостивые. “Блажен”  по-еврейски “ашре”. В библейском контексте это слово получает оттенок “быть спасенным”. Таким образом, утверждение блаженства нищих не является просто прославлением их или обещанием, а констатацией наступившей реальности. “Ашре ани” (“блажен нищий”- “ нищий сейчас, сегодня спасен “) означает, что сама мечта анавим исполнилась: остаток Израиля со времен пророка Осии мечтал о том Дне, когда Яхве будет жить со своим народом,- и вот поистине Бог посреди нас.   
   Поэтому “Блаженства “(как и вся Нагорная проповедь!) не являются в строгом смысле заповедями, то есть юридическими нормами прямого действия. Это гимн Царства Божия, явившегося на Земле, Царства, которое для тех , кто нищ без Бога, тех, кто жаждет Его. Явившееся Царство “не от мира сего”, а неотмирность, надмирность  законов этого Царства, если угодно, еще одно свидетельство Божественности явившегося Царства. Вся Нагорная проповедь-это мощнейшее свидетельство о божественном достоинстве Самого Господа Иисуса Христа. С рождения Господа в яслях Вифлеемских, общественного служения, проповеди, распятия, воскресения, славного вознесения актуализуется это присутствие Бога с жаждущими Его людьми, оно продолжится Его вторым пришествием и станет совершенным в восьмом дне творения: “Последний же враг истребится – смерть… да будет Бог все во всем“(1Кор.15.26-28).
   Структура текстов Священного Писания сложна и многоуровнева, для передачи мысли часто используются сложные литературные приемы, подчас в традиции древней пророческой школы. Объективное понимание текста невозможно без знания языка символов, образов и специфических терминов. Я, конечно, понимаю, что мы современные люди, потому и Священное Писание предпочитаем читать буквально, в чем-то примитивно, как инструкцию к утюгу. Но, пожалуйста, не надо профанаций! Основная идея всей Нагорной проповеди: библейская христология. Не новое нравственное учение возвещает Нагорная проповедь. А поет и кричит о том, что Спасение(soterion) человека возможно лишь как следствие прихода Христа в мир. И ныне Христос пришел. Христос – суть Благой вести.
   Просуммировав все вышеприведенное можно сказать лишь, что сравнение предложенных в начале отрывков возможно только по пословице: “ В огороде - бузина, а в Киеве -дядька “. Люди, читайте и изучайте Священное Писание!