truthcenter

О богословии профессора А.И.Осипова

Февраля 08, 2011 0 Comments Bloggies by Administrator

В последние несколько лет в Русской Церкви ведется массированная пропаганда учений, чуждых православной традиции, а зачастую и просто еретических. Наиболее вопиющий пример- искажение А. И. Осиповым православного учения, содержащееся в его лекциях о таинстве Евхаристии. Суть этих лекций кратко можно изложить так: “Хлеб и вино в таинстве Евхаристии, не изменяя своей сущности (не пресуществляясь), “по-халкидонски”(тоже выдуманный Осиповым термин), воипостазируются в Ипостась Бога Слова, соединяются с Божеством, и их можно называть Телом и Кровью Иисуса Христа не в собственном смысле, не в силу сущностного изменения, а только в силу единосущия всего тварного мира(еще одногениальное богословское открытие Осипова)”. А традиционное понимание Евхаристии, существовавшее до того, как профессор Осипов прорвался к академической кафедре, – это, оказывается, результат “католического влияния” на православие...  Это единственный случай, когда фактически личный взгляд Осипова был официально признан Церковью  не православным.

В ноябре 2006 г. в Братиславе прошла встреча православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу. По результатам встречи было подписано Совместное заявление православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу “Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви” (Братислава, 2-9. 11. 2006). Заявление вызвало большое недоумение в православной среде. В заявлении от православной стороны была изложена личная позиция А. И. Осипова, то есть, Осипов попытался выдать свои личные взгляды за учение Православной Церкви в официальном документе. Священный Синод поручил Синодальной Богословской комиссии (ныне Синодальная Библейско-богословская комиссия) подготовить экспертное заключение. В октябре 2007 г. состоялось пленарное заседание комиссии. На основании отзывов на Братиславское заявление, представленных ведущими учебными и научными учреждениями РПЦ, Синодальная Богословская комиссия в декабре 2007 г. составила заключение по данному заявлению. В заключении Синодальной Богословской комиссии изложение православной позиции в Братиславском заявлении признается: “…очень близким к лютеранскому,.. имеющим параллели в несторианском учении,.. по ряду важнейших вопросов богословия Евхаристии не соответствующим учению Православной Церкви”. То есть, фактически, это оценка Церковью богословского взгляда А. И. Осипова на таинство Евхаристии. Этот взгляд он излагает и в лекциях о Евхаристии. 27 декабря 2007 г. Священный Синод на своем заседании (журнал 138) принял к сведению это заключение и счел необходимым довести его до сведения членов православно-лютеранской комиссии. Подпись представителя РПЦ под Братиславским заявлением, была отозвана. Случился международный конфуз. В 2008 году ныне покойный патриарх Алексий выводит Осипова из состава Синодальной Богословской комиссии. К слову, и при нынешнем Святейшем Патриархе г-н Осипов не вошел ни в одну богословскую комиссию или рабочую группу. Его фамилии вы не найдете ни в составе Синодальной Библейско-богословской комиссии, ни в составе рабочей группы по подготовке современного катехизиса РПЦ, ни в составе комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия.  О чем-то это говорит…
Но, собственно, проблема не в Осипове и не в его лекциях, мало ли чудаков на свете. Однако, идеи Осипова массово распространяются в православной среде в последние годы. На телеканале “Союз” регулярно транслируются лекции Осипова. Эти лекции выложены на его персональном сайте и на многих православных интернет-сайтах. Некоторые самоуверенные люди уже под другими названиями распространяют идеи Осипова на своих медиа-ресурсах. Посетители сайтов, не знакомые с историей вопроса и узнающие православное учение по лекциям Осипова и по публикациям на разного рода сайтах, уверены, что это и есть истинное учение Православной Церкви. Вот такая ситуация: в Русской Православной Церкви через православный телеканал и интернет-сайты пропагандируется учение о Евхаристии, официально признанное Русской Православной Церковью ересью Ниже приводятся документы по данному вопросу:

Доклад профессора А.И.Осипова Святая Евхаристия в жизни Церкви (Братислава,2-9.11.2006)

Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу

Евхаристия. Прот. В.Асмус

Отзыв Издательского совета 

Отзыв Московской Духовной Академии, доклады М.С.Иванова и прот.М Козлова

Отзыв Православного Свято-Тихоновского Университета

Отзыв Санкт-Петербургской Духовной Академии

Отзыв Церковно-научного центра Православная энциклопедия

Заключение Синодальной богословской комиссии