truthcenter

Я думаю, что это будет интересно многим

Сентября 29, 2010 0 Comments Bloggies by Administrator

Эти слова Священного Писания, прозвучавшие из уст Самого Господа Иисуса Христа, при формалистском прочтении приводят к примитивизации понимания воли Божией и ее профанации. Что, в свою очередь, может считаться тонкой хулой на Бога. Ведь Бог прост, но не примитивен.

Итак:

“Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;  кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф.10.37-42).”

Из этих слов очевидно вытекает, что нельзя любить кого-либо из людей больше, чем Бога. Значит ли это, что Бога нужно любить больше, чем людей?

По-моему, не значит. По-моему, речь идет о том, чтобы мы вообще перестали воспринимать любовь как то, о чем можно говорить в терминах “больше-меньше”. В самом деле, кого я люблю больше: маму, жену или дочку? Глупый вопрос, я их люблю по-разному. А вот еще один вопрос: кого больше любит Небесный Отец — Своего Единородного Сына или меня? Сына? Но как же Он тогда посылает Его на страдания и смерть ради моего спасения?

Пока мы используем логику “больше-меньше”, мы понимаем любовь как эмоцию, как чувство, которое в самом деле может быть сильнее или слабее. Но любовь — это не эмоция, а межличностное отношение, и поэтому все эти отношения разные и не сравнимые между собой. Как “мягкое” и “зеленое”. Когда мы отказываемся от этой логики сравнения, мы приближаемся к тому, как любит Бог, мы полагаем Его способ любить в основу нашей любви к кому бы то ни было. Тогда любовь к Богу и любовь к ближнему оказываются двумя сторонами одной и той же медали.

Жить на земле и так-то бывает страшно, а уж если применять к себе слова Христа, обращенные к апостолам, то становится совсем не по себе. Вот почему в евангельском тексте так часто и серьезно повторяются слова “не бойтесь”. Страх- это один из мощнейших инстинктов живого человека. И, если угодно, то страх в этом мире сродни ощущению реальности бытия. Крик младенца, рождающегося в мир, - есть признак начала для него новой неизвестной реальности. Наш страх перед смертью подтверждает реальность того, что мы живем. Страх- одно из самых сильных переживаний человека, а это значит, что преодолеть его можно только чем-то еще более сильным. Господь указывает ученикам на это “сильнодействующее средство”: это — доверие. Доверие, о котором идет речь — не просто вера в то, что “Бог всегда поможет”, а глубочайшая, фундаментальная уверенность в том, что все в Его руках- начиная с птичек, продающихся на рынке за медные монетки, заканчивая каждой человеческой жизнью и смертью.

 

И второе - страх Божий, не страх перед наказанием, даже не страх греха, а именно “страх” перед Богом, благоговение и изумление, делающее для нас Бога неизмеримо реальнее и существеннее любых других страхов. Доверие к Богу, всепоглощающее доверие делает нас причастниками Божественной реальности, в которой совершенная любовь совершенно изгнала страх и наполнила все собой.