truthcenter

Электронная библиотека материалов

Уважаемые посетители! Уведомляем Вас, что представленные в библиотеке материалы могут носить полемический характер. Содержание части материалов представляет собой личное мнение автора, с которым редакция сайта может быть как согласна, так и не согласна.



Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX века Протопр. Виталий Боровой

Спасибо за предоставленную мне возможность кое-что сказать. То, что я сейчас скажу, не будет историей в том смысле, в каком подразумевается настоящая история. Сейчас - не время еще. Должно пройти еще лет пять или десять, и тогда, может быть, опубликуют все архивные данные и материалы о деятельности правительства, партии и, так сказать, госбезопасности. Когда настоящие историки, объективные, конечно, с критическим подходом, изучат этот материал и увидят истинное положение Русской Церкви и подлинные действия иерархов - патриархов, митрополитов и т.д., тогда можно будет узнать всю правду. Но правда и то, что я сейчас скажу. Вы меня простите, конечно, но я хочу быть только перед Богом историком, а сейчас я не историк. Так как я живу своею церковью, то, конечно, твердо знаю, что в будущем история и историки покажут много плохого, много ошибок, но они покажут и то, что, пожалуй, ни одна церковь, даже Католическая, не выдержала бы в таких условиях, не смогла бы остаться чисто ангельской и была бы испачкана даже больше, чем мы были испачканы.
Подробнее...
 

Воспоминания о митрополите Николае (Ярушевиче) Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин)

До моего переезда из Греции в Оксфорд в конце февраля 1951 года я знал Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая главным образом по журналу "Московской Патриархии", номера которого, доходили до меня в Грецию неаккуратно и с большими пропусками. Из русских парижских газет и ещё более из писем и рассказов лиц, приезжавших из Франции, я много слышал о его роли в деле воссоединения Митрополита Евлогия с Московской Патриархией и о сильном впечатлении, произведённом его личностью и церковным красноречием на русских эмигрантов во Франции. О его выступлениях в так называемой "борьбе за мир", " в защиту мира" или против атомной бомбы и т.д. я узнал несколько позже. Об этом мне стало известно в конце моего пребывания в Греции, да и то в самых общих чертах, от одного лица, приехавшего из Парижа и прислуживавшего в русской церкви в Афинах.
     В общем, у меня составилось впечатление о митрополите Николае как о выдающемся церковном деятеле, ближайшем помощнике Патриарха, замечательном проповеднике и вместе с тем обаятельной личности. Прибыв в Англию, я смог систематически ознакомиться с тем, что о нём писалось в ЖМП, а также узнал о нем много подробностей от архимандрита Николая (Гиббса), православного англичанина, бывшего преподавателя английского языка у детей императора Николая II. Он последовал за ним в Тобольск и Екатеринбург и был принят в Московскую Патриархию из карловацкого раскола митрополитом Николаем во время его посещения Англии в 1945 году.
Подробнее...
 

Воспоминания о митрополите НИКОДИМЕ (РОТОВЕ) Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин)

  О митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове), тогда ещё архимандрите, я впервые услышал летом 1959 года от ездившего в Москву прихожанина и вместе с тем регента и псаломщика нашей оксфордской церкви, впоследствии профессора русской кафедры одного из английских университетов Е.Е.Ламперта. До этого мне приходилось мельком читать в Журнале Московской Патриархии о пребывании и деятельности архимандрита Никодима в Иерусалиме в качестве начальника Русской Духовной миссии, но я как-то мало вникал в эти сообщения. Так вот, Е.Е. Ламперт вернувшись из Москвы, куда он ездил по литературным делам мне рассказал: "Вы знаете, во Внешнем отделе Патриархии сейчас назначен новый заместитель председателя Отдела митрополита Николая (Ярушевича) молодой архимандрит Никодим. Неприятная и противная личность".
     - Он произвёл на Вас такое впечатление? - спросил я.
     - Нет, я его не видел, - ответил Ламперт - но так говорят о нём в Москве в церковных кругах!

Подробнее...
 

Сказание о перенесении честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву

Во дни благоверного царя и великого князя, самодержца всей России, Михаила Феодоровича1, в патриаршествование же святейшего Филарета2, отца царева по плоти и духу, в Персии царствовал шах Аббас3. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, Аббас часто отправлял к нему послов с дарами4; подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами.

Подробнее...
 

Литургические заметки. Священник Сергий Желудков.

Предисловие

ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ. Новая редакция. Мои заметки разных лет и письма разных лиц по практическим вопросам русского церковного Богослужения. «Несвоевременные размышления», главным образом — критического свойства.

Обычно принято восхвалять наше русское церковное Богослужение как верх всякого совершенства. Это действительно верно по отношению к подлинным драгоценностям, которые мы и должны бережно сохранять, проявляя добрую, интеллигентную консервативность. Но вместе с ними в нашем литургическом наследии присутствуют и такие исторические наслоения, которые стали пережитками, которые сегодня имеют уже только отрицательное значение, от которых нам должно по мере возможности освобождаться. Нередко сюда присоединяется еще и недостаток церковной культуры у церковного начальства и исполнителей. В результате наше церковное Богослужение нередко оказывается таковым только по названию, ибо не выполняет своего назначения — не привлекает, не вдохновляет, не соответствует величию нашей веры, представляется не славой, а унижением Церкви. Сегодня и у нас, как и на Западе, можно говорить о литургическом кризисе христианства.

Подробнее...
   

Древние литургии

Последования публикуются лишь как теоретический материал, а не как руководство к действию, потому что общеизвестно, что всякое изменение церковного обряда, как параллельное, так и замещающее, возможно лишь с благословения Священноначалия Церкви.
Работа не носит характера научного исследования, а стремиться показать исследователю сам дух древнего богослужения, используя привычные нам богослужебные формы. Это своеобразный "перевод" старинных чинов богослужения на современный богослужебный язык.

Божественная литургия святого Григория Богослова Перевод с греческого
Епископа ИЛАРИОНА (Алфеева)

Божественная литургия святого Апостола Иакова

Мозарабская Божественная литургия

Медиоланская Божественная литургия

Галликанская Божественная литургия

   

Выдержки из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви - Вопросы биоэтики

XII. Проблемы биоэтики

XII.1. Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики - вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и "улучшая" Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной "к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп. 3. 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1. 4).
Подробнее...
 

Мытарства блаж. Феодоры

У преп. Василия была послушница Феодора, которая много служила ему; приняв иноческий чин, она отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного, Григорию, пришло желание узнать, где находится по своем преставлении Феодора, сподобилась ли она от Господа милости и отрады за свое служение святому старцу. Часто размышляя об этом, Григорий просил старца ответить ему, что с Феодорой, ибо твердо верил, что угоднику Божию все это известно. Не желая огорчить своего духовного сына, преп. Василий помолился, чтобы Господь открыл ему участь блаженной Феодоры.
Подробнее...
 

В защиту Благодатного огня.Юрий Максимов.

В последний год в русскоязычном интернете проводится целая кампания по дискредитации чуда Благодатного огня. Накануне прошлой Пасхи некий молодой человек, называющий себя главой московских атеистов, опубликовал соответствующую «разоблачительную» статью, ссылками на которую его единомышленники наводнили тогда едва ли не все православные форумы. Накануне нынешней Пасхи другие антиправославные силы с различных раскольничих сайтов снова подняли все тот же ворох «компромата», воспользовавшись как поводом весьма специфической и произвольной интерпретацией слов Иерусалимского патриарха Феофила, сказанных на недавней встрече его с журналистами из России.
Основная идея всех этих разоблачений состоит в том, что будто бы сами православные отвергают подлинность этого чуда, но при этом продолжают «дурачить простой народ». Какие аргументы предлагаются в пользу этого?
Подробнее...
 

К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме.Проф. Успенский Н.Д.

Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости!

                  Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме».

Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня.

Подробнее...
 

К вопросу о статусе Мытарств Феодоры. Протодиакон Андрей Кураев.

"Мытарства блаженной Феодоры" (святцы такой не знают), входящие в состав "Жития Василия Нового" - текст сомнительного происхождения и содержания. Догматически он неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда. Спаситель сказал, что "Отец весь суд передал Сыну", но в этой книжке весь суд вершат бесы. Христу остается только вручить медали победителям. Подобно тому как вручает медали победителям чемпионата глова спортивной федерации, сам, быть может, болевший за другую команду, но вынужденный так поступить по протоколу.

Подробнее...
 

Бессмертие Души. Протоиерей Георгий Флоровский.

Следует ли христианам, как христианам, непременно верить в бессмертие человеческой души? И что на самом деле означает бессмертие в пространстве христианской мысли? Подобные вопросы только кажутся риторическими. Этьенн Жильсон в своих Гиффордских лекциях счел необходимым сделать следующее поразительное заявление: “В общем, — сказал он, — христианство без бессмертия вполне осмысленно, и доказательство этому то, что поначалу оно осмыслялось именно так. По-настоящему бессмысленно христианство без воскресения человека.”[1]

Подробнее...
 

Притча о страшном суде. Опыт анализа. Дионисий Руднев.

Итак, притча Христа об овцах и козлах, или, как её еще называют, «притча о Страшном суде» (Мф.25;31-46).

По-видимому, это место Евангелия является единственным местом, которое может быть основанием для теории бесконечных мук грешников (богопротивников) с приходом Царства Отца.

Однако данное буквальное истолкование притчи (а именно последнего стиха 25-й главы) при кажущейся своей очевидности не только порождает противоречия с множеством других мест Нового Завета, но и клеветнически опровергает саму Благую весть (что мы и покажем дальше).

Итак, ни в одном месте Нового Завета больше не встречается места, которое, казалось бы, можно было так уверенно как это увязать с идеей бесконечных мук грешников, непосредственно связанных с событиями следующими за вторым пришествием Христа, а не, например, с т.н. «частным судом» и эонными (т.е. относящимся к нашему эону, а не ко времени прихода в силе Царства Отца) муками грешников в аду. Как, например, в предыдущей притче о талантах с упоминанием «тьмы внешней» (Мф. 25, 14-30).

Подробнее...
 

Мука вечная. Дионисий Руднев.

“Мука вечная”… А как это по-гречески?

Рассмотрим этот греческий термин - kolasin aiwnion (греч. κολασιν αιωνιον), передаваемый в славянском и русском переводах Евангелия от Матфея (глава 25, стих 46) как «мука вечная», и попробуем проанализировать употребление этих слов, семантику их на языке первоисточника, и попытаемся понять, то ли значение мы вкладываем в них, что и христиане первых веков, или, возможно, иное.

Первое замечание, которое следует сделать это то, что практически все исследователи уверенно заявляют, что Евангелие от Матфея имеет в первоисточнике еврейскую традицию (устную, а затем и письменную традицию первой иерусалимской общины христиан).

Исходя из этого тезиса встает вопрос о языке этой традиции. Совсем маловероятным представляется предположение, что эта устная традиция передавалась на греческом языке, вероятно это было арамейское наречие. Ведь и Сам Христос, скорее всего, проповедовал на арамейском – разговорном наречии времени своего земного служения. На каком же языке было записано первое Евангелие? (Здесь речь идет о прототипе известного нам Евангелия от Матфея, т.к. редакция используемого ныне текста этого евангелия является более поздним явлением.) Авторитетные исследования содержат выводы, что первоначальный текст первого евангелия был записан по-еврейски (но не обязательно по-арамейски). Устная же апостольская проповедь была арамейской. Она и была переведена на греческий язык и записана евангелистом Марком – последователем и учеником апостола Петра. (В частности, см. исследование свящ. Леонида Грилихеса «Археология текста: сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции.» М., 1999.

Подробнее...
 

О псалмах-проклятиях.Ю. Друми.

Псалмы-проклятия и христианское богослужение: PRO и CONTRA 1

 

Испокон веков любимой книгой многих христиан была и остается Псалтирь Давида. На протяжении всей истории христианской Церкви (здесь ни одна традиция христианства не является исключением) Псалтирь стояла в ряду важнейших источников для христианского понимания Бога и играла одну из ведущих ролей в становлении христианского богослужения. Из всех книг библейского канона наиболее употребительной в христианском богослужении является Псалтирь. Фактически Псалтирь и христианство неотделимы, как душа и тело. И это неудивительно, так как Сам Христос любил эту Книгу, Он жил ею и умирал со словами псалмов на устах. Но как сегодня используется церковью Книга Псалтирь?

Подробнее...
 

Совершитель Таинства брака.Священник Владимир Хулап.

Вопрос о “совершителе” таинства Брака на Востоке и на Западе

Между православным и католическим богословием существует ряд хорошо известных

различий в догматике, каноническом праве, богослужебных обычаях, которые вызывали в ходе

истории горячие дискуссии. Не таким спорным, но тем не менее интересным с богословской точки

зрения являются разные взгляды на “совершителя” таинства Брака.

Подробнее...
 

Вопросы семьи и брака.Протоиерей Георгий Митрофанов.

Вопросы семьи и брака

Я начну с замечательного афоризма о.Дмитрия Смирнова, которое символизирует собой очень распространенное в нашей Церкви отношение к браку. Как-то на вопрос о решении демографической проблемы, о.Дмитрий сказал - "А у меня на приходе проблема эта уже решена - у нас многодетность как в Бангладеше". Меня это удивило. Получается, что для православного священника благоденствие в семье символизирует мусульманская страна, где в основном и дети и взрослые живут так, как мне бы не хотелось, чтобы кто-нибудь жил в нашей стране. Почему именно многодетную семью нам предлагают в качестве идеала православной, христианской семьи - я понять не могу.
Подробнее...
 

Человеческий зародыш на ранней стадии.Евгений Кадосов.

Человеческий зародыш на ранней стадии. ( Попытка осмысления)

В православной литературе неоднократно приходится читать полемику касательно совершения женщинами искусственного прерывания беременности (или попросту говоря – абортов). Понятно, что греховность этого акта не может подвергаться христианами сомнению. Более интересный вопрос заключается, однако, в другом: когда происходит формирование человеческой личности в утробе матери и с какого момента человеческий зародыш является человеком. Противники абортов очень часто аргументируют свою позицию тем, что зародыш является полноценной человеческой личностью с момента зачатия. Следовательно, доказывают они, прерывание беременности даже на ранней стадии является убийством, а матери, совершившие его, подлежат епитимьи убийц. Однако этот вопрос является далеко не столь однозначным с точки зрения Православного Предания.
Подробнее...
 


JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL