truthcenter

Электронная библиотека материалов

Уважаемые посетители! Уведомляем Вас, что представленные в библиотеке материалы могут носить полемический характер. Содержание части материалов представляет собой личное мнение автора, с которым редакция сайта может быть как согласна, так и не согласна.



Введение во храм Пресвятой Богородицы. Наталья Трончинская.

21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) христиане вспоминают событие из жизни Божией Матери, когда Её трёхлетней девочкой родители привели в Иерусалимский храм, чтобы выполнить обещание, данное Богу.

Святые праведные Иоаким и Анна, дожив до старости, не имели детей, а бесплодие тогда считалось позором. Они не роптали и истово молились о даровании им ребёнка, обещая посвятить своё дитя Богу, если Господь услышит их молитвы. И уже в весьма преклонном возрасте Анна родила Дочь, Которую назвали Марией. Когда Марии исполнилось три года, Её святые праведные родители решили исполнить свой обет и привели Дитя в Иерусалимский храм.

Подробнее...
 

Введение Божией Матери во храм. Митрополит Антоний Сурожский

Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна.
Подробнее...
 

Круглый стол: "Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса"

В Круглом столе приняли участие епископ Егорьевский Марк, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Димитрий Смирнов, архимандрит Алексий (Поликарпов), протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Владислав Свешников, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Александр Марченков.

Подробнее...
 

Свобода паче послушания, или разговор монахини с игуменом.Игумен Петр(Мещеринов).

— Отец Петр, в России несколько сот монастырей. Но в них почти нет духовников даже теперь, когда прошло 20 лет с начала восстановления монашеской жизни в России. Имеет ли вообще смысл монастырь, если у насельников в нем нет опытного духовного руководителя?

Если обратиться к истории, то мы увидим, что в советское время русская монашеская традиция, и без того довольно слабая, была прервана. Слабой она была и в прежние времена потому, что среди всего множества русских монастырей такие обители, как Оптина пустынь с ее старцами, или Гефсиманский скит, где в начале XX века подвизался старец Варнава, были редкостью.

Подробнее...
 

О Соборах и соборности или почему не созывают Поместный Собор?Протодиакон Андрей Кураев.

В дни работы Архиерейского Собора в Москве телевизионщикам было трудно получить картинку из зала, где эта работа проходила, Собор шел за закрытыми дверями. Зато напротив этих самых закрытых дверей явно старалась привлечь к себе внимание небольшая группа пикетчиков. 60 человек, считающих себя ревнителями Православия, громко протестовали против налоговых номеров и электронных паспортов, а также требовали созыва Поместного собора Русской Церкви.

В Уставе Русской Православной Церкви значится, что ее высшим органом управления является Поместный собор. Но в 2000 году из Устава было убрано упоминание о какой бы то ни было привязке созыва Поместных соборов к временным рамкам. Согласно новому Уставу Архиерейский собор должен собираться не реже, чем раз в 4 года, а вот для Поместного собора никакая периодичность не указана. Это означает, что созыва Поместного собора теперь следует ожидать лишь для избрания нового Патриарха.

В Церкви нашлись люди, которые сочли, что такая перемена ограничила их права/ И вот при виде архиереев они не склоняют головы - “Благослови, владыко!”, а скандируют: “По-ме-стный со-бор!!!! По-ме-стный со-бор!!!!”.

Подробнее...
 

Анализ фильма архимандрита Тихона Шевкунова “Гибель Империи. Византийский урок”.Сергей Строев.

Фильм "Гибель Империи. Византийский урок" был подан в качестве "документального" и "исторического". Формально он посвящён истории падения Византийской Империи и приурочен к 555-летию падения Константинополя. Однако даже самого поверхностного просмотра достаточно, чтобы убедиться: на самом деле речь в фильме идёт не об исторических реалиях средневековой Византии, она лишь избрана своего рода декорацией. Для того, чтобы это понять, достаточно привести несколько характерных цитат из текста сценария:
Подробнее...
 

Полная стенограмма фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Византийский урок".

В 1453 году рухнула Византийская империя. Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходило.
(звучит азан)
Этот город назывался когда-то Константинополем. Еще шесть веков назад он без преувеличения был столицей одной из величайших мировых цивилизаций – Византийской империи.
(звучит музыка из фильма "Гарри Поттер")
Подробнее...
 

Миссия нашей Церкви будет успешной только при душевной полноте служащих в ней людей.Протоиерей Леонид Ролдугин.

В своем интервью протоиерей Леонид Ролдугин рассказывает о церковной жизни в советское время, годах своего обучения в духовных школах и о современной жизни церковной Москвы.
Подробнее...
 

Чудо о добродетельной попадье, введшей мужа в смертный грех. Опыт анализа. А.Турилов.

Обретохом бо сказание некое, сице бывшее, еже и разсудивше, написавше предати
Презвитер некый бе в некоей веси, имеа жену, иже оба млада беста. И Великыа суботы вечеру приспевшу, и вся, яже подобная празднику, уготова презвитер, и вечеряв, възлеже с женою своею на одре. Брани ж ему пришедшу от беса блуднаго, въсхоте смеситись с женою своею, она же остави его. Въстав убо, и пришед, бысть с скотиною, не ведящи (1) жене его. Светающи ж святей недели Пасхы, и утренюю свершив презвитер, и сътвори литургию, сущим с ним и всем людем. По въздвижении же божественаго хлеба и причащении облак птиц разноличных, ядущих кровий, нападоша на церковь. И к вратом церковным прилетаху, яко неции ратници, сретающи и сретаеми, купно и меча пометающе. И людие крепко врата затворивше, и внутрь стоаху, мужие и жены. Святому же причещению бывшу, услышав поп и уведев (2) бывшее, рече: "Мое есть съгрешение, моя язва. Меня ради сънъм сий птиць". Прииде, исповедася пред всеми людьми. И так, "Господи помилуй" вопиющи вси, первый врата отверз и изыде, ничим же бысть по-врежен от птиць. И так вси людие начаша исходите, последи же всех и жена презвитерова начят исходити. И еще в' вратех ей сущи, въсхытиша еа. И по дробну расторгнувше плоть еа с костьми, и в устех своих вземше, отлетааху.

Подробнее...
 

Что достойно подражания в жизни императора Николая? Протодиакон Андрей Кураев.

Осмотрительность Священноначалия в вопросе о прославлении Царской Семьи мне представляется вполне уместной. Нет, я не сомневаюсь в том, что Екатеринбургские мученики пребывают ныне в Божией Славе. Вопрос о святости Царской семьи для меня разрешается просто – через ощущение лжи противоположного утверждения. На богословском языке слово святость имеет синонимом слово спасенность. Соответственно, отрицание святости есть утверждение того, что Царская Семья из заточения временного перешла в муку вечную... Попытка представить Их в аду вызывает естественное содрогание. А, значит, и сердце, и разум требуют признания святости екатеринбургских мучеников. То, что они пребывают в лике спасенных, для меня вне сомнений.

 
Однако у слова святость в обиходном, небогословском словоупотреблении, есть еще один оттенок. Святой – это спасенный человек, которому Господь в пакибытии даровал особую милость молитвенного ходатайства за тех христиан, что составляют Церковь земную. Богословски вряд ли может быть проведена четкая граница между спасенными и святыми ходатаями – ибо все, принятые в Божию славу, несут в себе не только человеческую, но уже и Божию, Христову любовь к людям, и самое естественное проявление этой любви в Божием Царстве – это молитвенное пожелание того, чтобы та радость, что уже вкушается спасенными душами, была распространена и на других людей. Представить себе спасенную душу, которая не молится ко Творцу о людях, оставшихся на земле, невозможно. Поэтому и молитвы Царской Семьи у Божия престола для меня есть несомненная реальность. Царь пострадал вместе с народом, пострадал потому, что в сознании палачей был символом своего народа и своей Церкви. И потому опять же естественно предположить, что у Престола Божия Государь молится о России.

Подробнее...
 

Сказка или быль о житии Петра и Февронии.Дарья Мендлеева.

“Повесть от жития святых новых чудотворец муромских… Петра и Февронии” - одно из самых интересных произведений древнерусской литературы. Пожалуй, нигде более мы не увидим такого влияния сказочных сюжетов и других фольклорных элементов на житийную литературу. Разнообразные былички, правда, приуроченные большей частью не к житиям, а к чудесам различных святых, имели, конечно же, широчайшее хождение в народе, а к XIX веку даже стали понемногу включаться в состав разнообразных сборников, но чтобы подобное произведение было создано в XVI веке, да ещё вполне серьёзным, авторитетным писателем - невероятно. Читаешь и не поймёшь - то ли перед глазами житие, то ли и впрямь сказка.
Подробнее...
 

Правду ли расказывает житие Петра и Февронии?Александр Ракитин.

Благоверных супругов Петра и Февронию почитали святыми на муромской земле с XIII века, то есть практически с момента их преставления. А вот общерусское почитание связано с Казанскими походами Ивана Грозного сороковых-пятидесятых годов XVI века. Муром был последним городом, из корогого русские войска выходили на Казань. Перед нелегким испытанием царь молился в Рождественском соборе Мурома, давал обеты у мощей, среди которых были и мощи местночтимых святых Петра и Февронии. Иван Грозный не забыл своих обетов — после взятия Казани в 1552 году на средства царя в городе был заново построен Рождественский собор, возведена «обетная» церковь Космы и Дамиана. В глазах царя местные муромские святые явились покровителями его побед, а потому митрополиту Московскому Макарию было поручено включить имена князя Петра и его супруги Февронии в так называемые списки общерусских святых. По указу митрополита были написаны их жития и составлены им службы.
Подробнее...
 

Повесть о Петре и Февронии Муромских Святых Чудотворцев

ПОВЕСТЬ О ЖИТИЕ НОВЫХ МУРОMCKИX СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ, БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ
I
Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение.
Подробнее...
 

Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых на юбилейном Архиерейском Соборе Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года

(о канонизации Царской семьи, в сокращении)

…Определением Архиерейского Собора от 31 марта - 4 апреля 1992 года Синодальной Комиссии по канонизации святых было поручено "при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи". Основную задачу в этом вопросе Комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов Императорской Семьи в контексте исторических событий и церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий. Комиссия руководствовалась пастырской озабоченностью, чтобы канонизация Царской Семьи в сонме новомучеников Российских не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии. Мы стремились учесть и факт канонизации Царской Семьи Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, вызвавший далеко не однозначную реакцию как в среде русской эмиграции, некоторые представители которой не увидели тогда в ней достаточно убедительных оснований, так и в самой России, не говоря уже о таком, не имеющем исторических аналогий в Православной Церкви, решении Русской Православной Церкви Заграницей, как включение в число канонизованных принявших вместе с Царской Семьей мученическую кончину царского слуги римо-католика Алоизия Егоровича Труппа и лютеранки гофлектриссы Екатерины Адольфовны Шнейдер.
        Уже на первом после Собора заседании Комиссии мы приступили к изучению религиозного, нравственного и государственного аспектов царствования последнего Императора династии Романовых. Тщательно изучались следующие темы: "Православный взгляд на государственную деятельность Императора Николая II"; "Император Николай II и события 1905 года в Санкт-Петербурге"; "О церковной политике Императора Николая II";

Подробнее...
 

День семьи...монахов.Сергей Марков.

В СССР были некие эрзацы "женского" и "мужского" дня, к семье отношения не имеющие. И вообще, первоначально большевики стремились семью отменить. Ведь при коммунизме по теории "семья себя изживает". Уступка в сторону семьи – это, по сути, уступка временная и тактическая, в духе НЭПа. Советская культура воспевала не семью, а героев, всю свою жизнь отдавших Революции, Делу, Светлому Будущему.
Демографический кризис в России последних лет созрел благодаря множеству причин, одна из которых – разрушенное при социализме культурное отношение к семье. А сейчас мы ещё попали под нарастающий прессинг постиндустриальной глобализации, которая уже приводит к вымиранию народов постхристианской цивилизации в Европе и США. Ситуация критическая. Зададимся вопросом: а нужен ли вообще некий праздник семьи? Безусловно, нужен.
Подробнее...
 

Календарный вопрос и вычисление даты Пасхи Александр Шашкин

Введение
В настоящее время трудно говорить о том, что календарный вопрос актуален для существенного числа прихожан Русской Православной Церкви. Вы вряд ли сможете услышать активные дискуссии по этому поводу, большинство людей относится к календарю, как к некой данности, отмечая, впрочем, что церковный календарь не совпадает с гражданским. То же самое можно сказать и про дату Пасхи – мы узнаем ее из церковного календаря и имеем довольно смутное представление о том, каким образом определяется эта дата. 
Однако, есть основания предполагать, что в обозримом будущем мы столкнемся с существенным повышением интереса к календарному вопросу. Дело здесь вот в чем: уже очень скоро наступит 2100 год, когда разница между юлианским и григорианским календарями (старым и новым стилем) увеличится еще на один день, что, в принципе, должно привести к сдвигу по гражданскому (григорианскому) календарю всех Праздников, именуемых «пепереходящими». Среди этих Праздников Благовещение Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Рождество Христово… Т.е. в 2101 году мы, возможно, будем отмечать Рождество Христово не 7, а 8 января! Все ли поместные церкви примут такое перемещение? Не возникнет ли в связи с этим смущений и нестроений? Зачем вообще смещать даты праздников?
Мы уверены, что имеет смысл детально ознакомиться с календарным вопросом, чтобы  избежать заблуждений, выработать грамотную взвешенную точку зрения и уметь ее аргументировать.
Подробнее...
 

Вопрос о женском священстве. Cвящ. Андрей Постернак.

Вопрос о "женском священстве" для Русской Православной Церкви на данный момент является в большей степени теоретическим, чем вызванным реальными потребностями современной церковной жизни. В XX в. он остро встал перед некоторыми протестантскими деноминациями, однако для православных в контексте развивающейся глобализации и эволюции экуменизма эта проблема, очевидно, может быть связана лишь с не очень определенной перспективой, приближение которой тесно связано с включением России в процессы европейской и мировой интеграции.
Подробнее...
 

Дочери света – к вопросу о женском священстве. Архимандрит Аввакум (УПЦ МП).

енщины, защищавшие свою святыню, свои храмы, священнодействовали в самом высоком и прямом смысле этого слова. Они - священницы

Пять лет назад в Полтаве освящали церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Она - предвестница большого кафедрального собора, который планируется построить в городском микрорайоне Сады. Рождение, как событие, всегда радостно для бытия, является его продолжением и умножением. Тем более, если речь идет о рождении храма, уголка неба на земле.
Приготовление к освящению храма началось за несколько дней, а в день предшествующий и совсем было суетно-хлопотно. Когда на улице стало совсем темно, на колокольне загорелся синий прожектор, освещая ее изнутри, отчего она стала похожа на фонарь маяка. Работы продолжались при лампах и фонарях. Воодушевление, приподнятое настроение, радость приготовления была у всех на лицах. Особенно усердствовали женщины, будущие прихожанки - мироносицы.
Я стоял и молился в этом прекрасно сложенном деревянном храме, в это прекрасное новое время, при этих таких же прекрасных новых людях, в основном женщинах, но мысли мои были в прошлом. Пред моим мысленным взором проходили храмы Полтавщины советского периода, которые мне доводилось видеть, в которых мне доводилось молиться и служить. В основном это были хаты, молитвенные дома, как их называли тогда, дабы, хоть чем-то отличить от простого жилища. Они, мазанные, глинобитные, деревянные кое-где еще остаются, как памятники тому печальному безвременью.
Подробнее...
 

Пленный рыцарь.Воспоминания о последних годах митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева).Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В.

Редакция сайта благодарит авторов,
Александрову Т. Л., Суздальцеву Т. В.,
за предоставление прав на электронную
публикацию материала
Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей,
ибо сила Моя совершается в немощи.
И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами,
чтобы обитала во мне сила Христова.
Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в притеснениях за Христа,
ибо когда я немощен, я силен.
(2 Кор. 12: 9 –10)
 
Людям, хорошо знавшим Владыку, писать о нем очень трудно. Женщинам особенно. Он терпеть не мог женских воспоминаний «о старцах», давая им лаконичную и убийственную характеристику: «дамские всплески». Его раздражало, что в них всегда на первом месте сам автор, бестактно вторгающийся в сферы, до которых не дорос. Конечно, он нашел бы ироническую характеристику и для наших записок, хотя в оправдание своего дерзновения скажем, как есть: ему нравилось, что и как мы пишем.
Подробнее...
 

Русь уходящая: Рассказы митрополита.Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В.

Редакция сайта благодарит авторов,
Александрову Т. Л., Суздальцеву Т. В.,
за предоставление прав на электронную
публикацию материала
Подробнее...
 


JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL