truthcenter

Церковная жизнь
В защиту Благодатного огня.Юрий Максимов. | Печать |
В последний год в русскоязычном интернете проводится целая кампания по дискредитации чуда Благодатного огня. Накануне прошлой Пасхи некий молодой человек, называющий себя главой московских атеистов, опубликовал соответствующую «разоблачительную» статью, ссылками на которую его единомышленники наводнили тогда едва ли не все православные форумы. Накануне нынешней Пасхи другие антиправославные силы с различных раскольничих сайтов снова подняли все тот же ворох «компромата», воспользовавшись как поводом весьма специфической и произвольной интерпретацией слов Иерусалимского патриарха Феофила, сказанных на недавней встрече его с журналистами из России.
Основная идея всех этих разоблачений состоит в том, что будто бы сами православные отвергают подлинность этого чуда, но при этом продолжают «дурачить простой народ». Какие аргументы предлагаются в пользу этого?
Подробнее...
 
К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме.Проф. Успенский Н.Д. | Печать |

Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости!

                  Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме».

Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня.

Подробнее...
 
Дочери света – к вопросу о женском священстве. Архимандрит Аввакум (УПЦ МП). | Печать |
енщины, защищавшие свою святыню, свои храмы, священнодействовали в самом высоком и прямом смысле этого слова. Они - священницы

Пять лет назад в Полтаве освящали церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Она - предвестница большого кафедрального собора, который планируется построить в городском микрорайоне Сады. Рождение, как событие, всегда радостно для бытия, является его продолжением и умножением. Тем более, если речь идет о рождении храма, уголка неба на земле.
Приготовление к освящению храма началось за несколько дней, а в день предшествующий и совсем было суетно-хлопотно. Когда на улице стало совсем темно, на колокольне загорелся синий прожектор, освещая ее изнутри, отчего она стала похожа на фонарь маяка. Работы продолжались при лампах и фонарях. Воодушевление, приподнятое настроение, радость приготовления была у всех на лицах. Особенно усердствовали женщины, будущие прихожанки - мироносицы.
Я стоял и молился в этом прекрасно сложенном деревянном храме, в это прекрасное новое время, при этих таких же прекрасных новых людях, в основном женщинах, но мысли мои были в прошлом. Пред моим мысленным взором проходили храмы Полтавщины советского периода, которые мне доводилось видеть, в которых мне доводилось молиться и служить. В основном это были хаты, молитвенные дома, как их называли тогда, дабы, хоть чем-то отличить от простого жилища. Они, мазанные, глинобитные, деревянные кое-где еще остаются, как памятники тому печальному безвременью.
Подробнее...
 
Вопрос о женском священстве. Cвящ. Андрей Постернак. | Печать |
Вопрос о "женском священстве" для Русской Православной Церкви на данный момент является в большей степени теоретическим, чем вызванным реальными потребностями современной церковной жизни. В XX в. он остро встал перед некоторыми протестантскими деноминациями, однако для православных в контексте развивающейся глобализации и эволюции экуменизма эта проблема, очевидно, может быть связана лишь с не очень определенной перспективой, приближение которой тесно связано с включением России в процессы европейской и мировой интеграции.
Подробнее...
 
О Соборах и соборности или почему не созывают Поместный Собор?Протодиакон Андрей Кураев. | Печать |

В дни работы Архиерейского Собора в Москве телевизионщикам было трудно получить картинку из зала, где эта работа проходила, Собор шел за закрытыми дверями. Зато напротив этих самых закрытых дверей явно старалась привлечь к себе внимание небольшая группа пикетчиков. 60 человек, считающих себя ревнителями Православия, громко протестовали против налоговых номеров и электронных паспортов, а также требовали созыва Поместного собора Русской Церкви.

В Уставе Русской Православной Церкви значится, что ее высшим органом управления является Поместный собор. Но в 2000 году из Устава было убрано упоминание о какой бы то ни было привязке созыва Поместных соборов к временным рамкам. Согласно новому Уставу Архиерейский собор должен собираться не реже, чем раз в 4 года, а вот для Поместного собора никакая периодичность не указана. Это означает, что созыва Поместного собора теперь следует ожидать лишь для избрания нового Патриарха.

В Церкви нашлись люди, которые сочли, что такая перемена ограничила их права/ И вот при виде архиереев они не склоняют головы - “Благослови, владыко!”, а скандируют: “По-ме-стный со-бор!!!! По-ме-стный со-бор!!!!”.

Подробнее...
 
Календарный вопрос и вычисление даты Пасхи Александр Шашкин | Печать |
Введение
В настоящее время трудно говорить о том, что календарный вопрос актуален для существенного числа прихожан Русской Православной Церкви. Вы вряд ли сможете услышать активные дискуссии по этому поводу, большинство людей относится к календарю, как к некой данности, отмечая, впрочем, что церковный календарь не совпадает с гражданским. То же самое можно сказать и про дату Пасхи – мы узнаем ее из церковного календаря и имеем довольно смутное представление о том, каким образом определяется эта дата. 
Однако, есть основания предполагать, что в обозримом будущем мы столкнемся с существенным повышением интереса к календарному вопросу. Дело здесь вот в чем: уже очень скоро наступит 2100 год, когда разница между юлианским и григорианским календарями (старым и новым стилем) увеличится еще на один день, что, в принципе, должно привести к сдвигу по гражданскому (григорианскому) календарю всех Праздников, именуемых «пепереходящими». Среди этих Праздников Благовещение Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Рождество Христово… Т.е. в 2101 году мы, возможно, будем отмечать Рождество Христово не 7, а 8 января! Все ли поместные церкви примут такое перемещение? Не возникнет ли в связи с этим смущений и нестроений? Зачем вообще смещать даты праздников?
Мы уверены, что имеет смысл детально ознакомиться с календарным вопросом, чтобы  избежать заблуждений, выработать грамотную взвешенную точку зрения и уметь ее аргументировать.
Подробнее...
 
Круглый стол: "Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса" | Печать |

В Круглом столе приняли участие епископ Егорьевский Марк, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Димитрий Смирнов, архимандрит Алексий (Поликарпов), протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Владислав Свешников, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Александр Марченков.

Подробнее...