Русь уходящая: Рассказы митрополита.Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. |
| Печать | |
Редакция сайта благодарит авторов, Александрову Т. Л., Суздальцеву Т. В., за предоставление прав на электронную публикацию материала |
Подробнее...
|
Пленный рыцарь.Воспоминания о последних годах митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева).Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. |
| Печать | |
Редакция сайта благодарит авторов, Александрову Т. Л., Суздальцеву Т. В., за предоставление прав на электронную публикацию материала
Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, я силен. (2 Кор. 12: 9 –10)
Людям, хорошо знавшим Владыку, писать о нем очень трудно. Женщинам особенно. Он терпеть не мог женских воспоминаний «о старцах», давая им лаконичную и убийственную характеристику: «дамские всплески». Его раздражало, что в них всегда на первом месте сам автор, бестактно вторгающийся в сферы, до которых не дорос. Конечно, он нашел бы ироническую характеристику и для наших записок, хотя в оправдание своего дерзновения скажем, как есть: ему нравилось, что и как мы пишем.
|
Подробнее...
|
Памяти митрополита Питирима (Нечаева). Лисовой Н.Н. |
| Печать | |
Одиннадцатый ребенок в дружной многодетной семье, Константин Владимирович Нечаев (так звали в миру Владыку) родился 8 января 1926 года. По духовной генеалогии он был человеком "родовитым": отец, дед и прадед его были священниками. В семнадцать лет, по окончании школы, Константин становится студентом Московского института инженеров транспорта (МИИТ), в девятнадцать - иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и студентом открывшегося тогда в Москве Богословского института, преобразованного вскоре в Московскую Духовную Академию. Не став инженером-путейцем, пошел Константин учиться на "инженера путей" в Царствие Небесное. Это было время, которое историки, выявляя внутреннюю противоречивость, даже парадоксальность духовной ситуации, назовут эпохой сталинского Церковного Возрождения. В годы Великой Отечественной войны Церковь возглавила чрезвычайный духовный подъем нашего народа, верующих и неверующих, благословив его на защиту своей земли, самого русского права на жизнь. На волне всенародного нравственного подвига стало возможно церковное возрождение послевоенных лет. Душой и вождем этого возрождения стал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) - ближайший сподвижник Патриарха Сергия, носитель традиций еще дореволюционной русской церковности. |
Подробнее...
|
Памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Архиепископ Илларион (Алфеев) |
| Печать | |
Мое сознательное вхождение в жизнь Церкви произошло в конце 1970-х годов и связано с храмом Воскресения Словущего на Успенском вражке. Этот храм расположен в самом центре Москвы, в квартале, где проживает творческая интеллигенция: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы - Консерватория. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актеров Иннокентия Смоктуновского, Владимира Заманского, многих других известных деятелей искусства. Как и все московские церкви того времени, храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися в каждый воскресный и праздничный день, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами. Моя семья жила на том самом Успенском вражке, где находился храм, на полпути от храма к Консерватории: в те годы улица носила имя певицы Неждановой (сейчас улице возвращено дореволюционное название Брюсова переулка). |
Подробнее...
|
|
Свобода паче послушания, или разговор монахини с игуменом.Игумен Петр(Мещеринов). |
| Печать | |
— Отец Петр, в России несколько сот монастырей. Но в них почти нет духовников даже теперь, когда прошло 20 лет с начала восстановления монашеской жизни в России. Имеет ли вообще смысл монастырь, если у насельников в нем нет опытного духовного руководителя?
Если обратиться к истории, то мы увидим, что в советское время русская монашеская традиция, и без того довольно слабая, была прервана. Слабой она была и в прежние времена потому, что среди всего множества русских монастырей такие обители, как Оптина пустынь с ее старцами, или Гефсиманский скит, где в начале XX века подвизался старец Варнава, были редкостью.
|
Подробнее...
|
|
Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX века Протопр. Виталий Боровой |
| Печать | |
Спасибо за предоставленную мне возможность кое-что сказать. То, что я сейчас скажу, не будет историей в том смысле, в каком подразумевается настоящая история. Сейчас - не время еще. Должно пройти еще лет пять или десять, и тогда, может быть, опубликуют все архивные данные и материалы о деятельности правительства, партии и, так сказать, госбезопасности. Когда настоящие историки, объективные, конечно, с критическим подходом, изучат этот материал и увидят истинное положение Русской Церкви и подлинные действия иерархов - патриархов, митрополитов и т.д., тогда можно будет узнать всю правду. Но правда и то, что я сейчас скажу. Вы меня простите, конечно, но я хочу быть только перед Богом историком, а сейчас я не историк. Так как я живу своею церковью, то, конечно, твердо знаю, что в будущем история и историки покажут много плохого, много ошибок, но они покажут и то, что, пожалуй, ни одна церковь, даже Католическая, не выдержала бы в таких условиях, не смогла бы остаться чисто ангельской и была бы испачкана даже больше, чем мы были испачканы.
|
Подробнее...
|
|
Воспоминания о митрополите НИКОДИМЕ (РОТОВЕ) Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) |
| Печать | |
О митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове), тогда ещё архимандрите, я впервые услышал летом 1959 года от ездившего в Москву прихожанина и вместе с тем регента и псаломщика нашей оксфордской церкви, впоследствии профессора русской кафедры одного из английских университетов Е.Е.Ламперта. До этого мне приходилось мельком читать в Журнале Московской Патриархии о пребывании и деятельности архимандрита Никодима в Иерусалиме в качестве начальника Русской Духовной миссии, но я как-то мало вникал в эти сообщения. Так вот, Е.Е. Ламперт вернувшись из Москвы, куда он ездил по литературным делам мне рассказал: "Вы знаете, во Внешнем отделе Патриархии сейчас назначен новый заместитель председателя Отдела митрополита Николая (Ярушевича) молодой архимандрит Никодим. Неприятная и противная личность". - Он произвёл на Вас такое впечатление? - спросил я. - Нет, я его не видел, - ответил Ламперт - но так говорят о нём в Москве в церковных кругах! |
Подробнее...
|
|
Воспоминания о митрополите Николае (Ярушевиче) Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) |
| Печать | |
До моего переезда из Греции в Оксфорд в конце февраля 1951 года я знал Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая главным образом по журналу "Московской Патриархии", номера которого, доходили до меня в Грецию неаккуратно и с большими пропусками. Из русских парижских газет и ещё более из писем и рассказов лиц, приезжавших из Франции, я много слышал о его роли в деле воссоединения Митрополита Евлогия с Московской Патриархией и о сильном впечатлении, произведённом его личностью и церковным красноречием на русских эмигрантов во Франции. О его выступлениях в так называемой "борьбе за мир", " в защиту мира" или против атомной бомбы и т.д. я узнал несколько позже. Об этом мне стало известно в конце моего пребывания в Греции, да и то в самых общих чертах, от одного лица, приехавшего из Парижа и прислуживавшего в русской церкви в Афинах. В общем, у меня составилось впечатление о митрополите Николае как о выдающемся церковном деятеле, ближайшем помощнике Патриарха, замечательном проповеднике и вместе с тем обаятельной личности. Прибыв в Англию, я смог систематически ознакомиться с тем, что о нём писалось в ЖМП, а также узнал о нем много подробностей от архимандрита Николая (Гиббса), православного англичанина, бывшего преподавателя английского языка у детей императора Николая II. Он последовал за ним в Тобольск и Екатеринбург и был принят в Московскую Патриархию из карловацкого раскола митрополитом Николаем во время его посещения Англии в 1945 году.
|
Подробнее...
|
|
Спасенный Богом Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) |
| Печать | |
Навсегда с Россией Несколько лет тому назад я была в Брюсселе и брала интервью у архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона (Ишунина). В его кабинете висят портреты предшественников, в разные годы возглавлявшие эту кафедру. Среди них и портрет Владыки Василия (Кривошеина). Судьба его, пастырское и литературное наследие настолько интересны, что сегодня в России многие обращаются к его опыту. Мы представляем здесь редкую возможность познакомиться с воспоминаниями Владыки Василия (в миру Всеволод Кривошеин). Они написаны совсем молодым человеком, в те смутные и тревожные годы ему было около девятнадцати лет. Он родился в Петербурге 19 июня 1900 года в семье А.В. Кривошеина, Министра земледелия и землеустройства, в правительстве Государя императора Николая II. Февральская революция застала Всеволода студентом филологического факультета Петроградского университета. Эти события, очевидцем которых он стал, потрясли его. Трое из его старших братьев уже были в действующей армии. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решает перебраться на юг, перейти фронт и вступить в ряды Добровольческой армии. " Все в советском строе стало мне к тому времени неприемлемым и отвратным, и вместе с тем я осознал, что для меня нет в нем места. Я не в силах был сидеть сложа руки", - пишет он. |
Подробнее...
|
|
Литургические заметки. Священник Сергий Желудков. |
| Печать | |
Предисловие ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ. Новая редакция. Мои заметки разных лет и письма разных лиц по практическим вопросам русского церковного Богослужения. «Несвоевременные размышления», главным образом — критического свойства. Обычно принято восхвалять наше русское церковное Богослужение как верх всякого совершенства. Это действительно верно по отношению к подлинным драгоценностям, которые мы и должны бережно сохранять, проявляя добрую, интеллигентную консервативность. Но вместе с ними в нашем литургическом наследии присутствуют и такие исторические наслоения, которые стали пережитками, которые сегодня имеют уже только отрицательное значение, от которых нам должно по мере возможности освобождаться. Нередко сюда присоединяется еще и недостаток церковной культуры у церковного начальства и исполнителей. В результате наше церковное Богослужение нередко оказывается таковым только по названию, ибо не выполняет своего назначения — не привлекает, не вдохновляет, не соответствует величию нашей веры, представляется не славой, а унижением Церкви. Сегодня и у нас, как и на Западе, можно говорить о литургическом кризисе христианства. |
Подробнее...
|
|
Миссия нашей Церкви будет успешной только при душевной полноте служащих в ней людей.Протоиерей Леонид Ролдугин. |
| Печать | |
В своем интервью протоиерей Леонид Ролдугин рассказывает о церковной жизни в советское время, годах своего обучения в духовных школах и о современной жизни церковной Москвы.
|
Подробнее...
|
|
Первый среди равных. Валерий Лобачев. |
| Печать | |
ПРИЕМЛЕШЬ ЛИ ТЫ?.. Глухо шаркнул железный засов, дверь приоткрылась, и плечистый "дружинник" (нарукавная повязка — зеленая, уставный цвет патриаршей мантии) бросил в сумрак, в моросящий дождь: "Пресса!" Несколько человек, те, что решили дождаться исхода сегодняшних событий (ТАСС, АПН, Гостелерадио...), рванулись с паперти в Трапезную церковь Троице-Сергиевой Лавры — туда, где шло закрытое заседание Поместного Собора, где выбирали Патриарха. "Если кликнули прессу, значит — выбрали?.." В президиуме пауза. Ждут председательствующего — местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Вот он выходит и сухо излагает цифры. 317 бюллетеней. Восемь признаны недействительными.166 — за митрополита Алексия, 143 — за митрополита Владимира. Патриархом избран Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский. "Приемлешь ли ты это избрание?" — вопрошает владыка Филарет. "Избрание меня Освященным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю". |
Подробнее...
|
|
Анализ фильма архимандрита Тихона Шевкунова “Гибель Империи. Византийский урок”.Сергей Строев. |
| Печать | |
Фильм "Гибель Империи. Византийский урок" был подан в качестве "документального" и "исторического". Формально он посвящён истории падения Византийской Империи и приурочен к 555-летию падения Константинополя. Однако даже самого поверхностного просмотра достаточно, чтобы убедиться: на самом деле речь в фильме идёт не об исторических реалиях средневековой Византии, она лишь избрана своего рода декорацией. Для того, чтобы это понять, достаточно привести несколько характерных цитат из текста сценария:
|
Подробнее...
|
|
Полная стенограмма фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Византийский урок". |
| Печать | |
В 1453 году рухнула Византийская империя. Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходило. (звучит азан) Этот город назывался когда-то Константинополем. Еще шесть веков назад он без преувеличения был столицей одной из величайших мировых цивилизаций – Византийской империи. (звучит музыка из фильма "Гарри Поттер")
|
Подробнее...
|
|
|