Современная практика совершения Таинства Крещения такова, что, большей частью, оно совершается в храме, либо в той его части, которая для этого предназначена – в крестильне. В некоторых местах есть отдельные крещальные храмы. В последнее время стала возрождаться и практика древней Церкви, заключающаяся в том, что Крещение совершали в естественных водоемах. В любом случае необходимо помнить , что каждый храм , в котором совершается Таинство крещения должен не только иметь купель для младенцев , но и баптистерий для крещения взрослых.
Относительно времени Крещения значимым может стать напоминание о необходимости совершать Таинство до Литургии, чтобы новокрещенный мог причаститься Святых Тайн. Но эта практика распространения почти не имеет. Большей частью Крещение совершается днем, а новокрещенный причащается либо на следующий день, либо в другое ближайшее время.
Со 2 декабря 1993 года благословлен к употреблению Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II чин Крещальной Литургии. В основу данного чинопоследования положен древний византийский чин. С учетом особенностей русского Служебника, а также принятого ныне в Элладской Церкви последования, он приспособлен к совершению в наши дни. По благословению Святейшего Патриарха это последование было издано Православным Свято-Тихоновским Институтом ( ныне – Гуманитарным Университетом). К сожалению этот чин также мало распространен на практике.
Крестные родители - восприемники
Необходимым считается только один восприемник - мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Восприемник (греч. анадехуменос - поручитель за должника). Задача восприемника-поручительство за веру новокрещаемого. Институт восприемничества-поручительства появляется в Церкви с 4-го века, когда чрезвычайно возрастает число приходящих креститься , о вере которых и о них самих ничего не было известно. Изначально восприемник поручался перед общиной за своего подопечного. Однако со временем в институте восприемничества профанируется идея поручительства, подменяясь понятием родства, а затем и вовсе превращается в формальность.
Каноны Православной Церкви однозначно утверждают, что восприемниками могут быть только верующие , лица православного исповедания, причем достигшие сознательного возраста. В Синодальный период этот возраст регламентировался : мальчик мог быть крестным с 15-ти , а девочка с 13-ти лет. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент, кроме того, он дает ответы на вопрошания священника об отречении от сатаны и о сочетавании со Христом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном состоянии. Все эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник - крещеный и православно верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения. Священнику следует разъяснять необходимость выполнения этих требований при выборе крестных родителей для новорожденного. Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при Крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно. С 9-го века в связи с желанием византийского государства унифицировать гражданское и церковное законадательство и развитием учения о восприемничестве, как о духовном родстве появляются канонические запреты родителям становиться восприемниками своих детей. Хотя в древности было иначе. По свидетельству блаж. Августина, родители воспринимали своих детей от купели ( Протопр.Н.Афанасьев “ Вступление в Церковь “с.88 ). А в Апостольсом Предании сщмч.Ипполита Римского говорится, что при отречении от сатаны:” все те , которые могут говорить о себе , пусть говорят. За тех же , которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто –нибудь из родственников “( Апост.Предан.*21 ) Также и не допускаются к восприемничеству монахи и монахини( Номоканон прав.84, Опред.Св.Синода от 17 окт.1744г.*20. ). Хотя в Древней Руси восприемниками великокняжеских детей были именно монахи.
Перед началом Крещения священник должен опросить будущих крестных родителей и выяснить, все ли они крещены, верят ли в Бога, а также разъяснить им ответственность, которую они возлагают на себя, становясь восприемниками. Неверующие и некрещеные, малолетние, а также психически ненормальные люди должны быть отстранены от участия в Таинстве в качестве восприемников. То же относится к лицам, пришедшим в храм в нетрезвом виде. При этом по обоюдному согласию священник может предложить родителям младенца восприемника из числа благочестивых прихожан своего храма. В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного. Местный обычай не допускать отца на Крещение собственного ребенка не имеет никакого канонического основания. Мать крещаемого допускается на Крещение своего ребенка, если над ней прочитана молитва 40-го дня. Мать и отец подростка или взрослого крещаемого безусловно могут присутствовать при совершении Таинства и молиться за своего сына или дочь. Инославные христиане (католики, армяне-григориане, протестанты ) могут быть восприемниками при православном Крещении лишь в исключительных случаях и при условии знания им православного Символа Веры . ( Определение Св.Синода от 17 окт.1744 г. *1-2)
Если желает креститься взрослый человек, который не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство. В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое "условное Крещение", при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова: "аще не крещен есть, крещается…". Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен.
Молитвы первого дня
Этот последование состоит из трех молитв, которые священник в первый день по рождении младенца читал у постели матери. Поэтому логичнее было бы совершать их ранее Крещения, ближе к непосредственному времени рождения ребенка ( для воцерковленных родителей , например сразу после выписки из роддома ), что логичнее следовало бы по самому тексту молитв. Неразумно “ вычитывать “ их над подросшим ребенком или взрослым крещаемым.
Наречение имени
Обычай давать крещаемым христианские имена закрепляется с 4-5 веков. Согласно традиции младенцу нарекается имя того святого , память которого пришлась на 8-й день от рождения. Однако священник не должен злоупотреблять своей властью и принуждать родителей к принятию того имени , которое кажется ему подходящим , об этом напоминают слова св. Симеона Солунского :” Иерей… дает ему ( младенцу ) имя , какого пожелали бы родители , с которым он и крещается “( “Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных “ *28) Существует обычай , по которому женщины получают имена святых жен, а мужчины - имена святых мужей, бывают и отклонения от этого правила , например , повсеместно нарекают девочек в честь св. мучеников Инны, Пинны, Риммы, или в честь ап. от 70-ти Зины. ( Для сравнения можно указать, что в монашеском постриге возможно именовать женщин именами святых мужчин с изменением окончания слова , например мать Михаила или мать Сергия) Но в целом для мирян это скорее исключение.
В Русской Церкви закрепился обычай давать крещаемым только те имена , которые есть в Месяцеслове .Но мирское неправославное имя – возможно. Ведь даже некоторые святые имеют по два имени, как , например, св.князь Владимир назывался Василием , св.кн. Ольга- Еленою , князь Глеб –Давидом и т.д. Церковная практика допускает давать в честь этих святых любое из двух имен. В тоже время в Греции , Сербии и многих других Поместных Церквах разрешается при Крещении давать имена не православные , а народные или вновь придуманные. ( Пожалуй отдельно стоит обратить пастырское внимание на мотив родителей , стремящихся во что бы то ни стало дать ребенку при крещении просто второе имя , дабы это “настоящее” крещальное имя никто не знал и не смог причинить зла их чаду. Необходимо разъяснять , что данная позиция является нехристианской и характерно оккультной. ) Также вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в нерусской (западноевропейской или местной) его форме. В таком случае следует просто перевести его в церковнославянскую форму и крестить под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. В том случае, когда не удается установить подобного соответствия (например, Эльвира, Карл,), то священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
С молитвы на наречение имени , совершавшейся в древности в 8-й день , обычно и начинается сегодня чинопоследование таинства Крещения . Следует помнить какие именно части тела именословно благословляет священник, а именно: лоб, рот и грудь. Посколку в наше время как правило, далее сразу следует чин оглашения, священник не творит отпуст , а далее совершает положенные молитвы. Если оглашение и Крещение будет совершаться в другой день, то произносится отпуст.
Перемена имени уже крещенному человеку в случае “неудобопроизносимости” или иной некой уважительной причины в принципе возможно. И хотя нет общецерковных правил по этому поводу, можно сослаться на резолюцию святителя Московского Филарета (от 22 мая 1839 года), согласно которой следует поступить так: “Велеть … приготовиться к принятию Святых Таин, и при исповеди и причащении Святых Таин нарещи ему имя, которое, быв употреблено при Таинствах, и будет для него твердым”.
Молитвы сорокового дня
Молитвы сорокового дня состоят из двух частей : матери и ребенку. Древние константинопольские рукописи не содержат теперяшних молитв , читаемых над родившею, никакого очищения от “ скверны “ ей не требовалось. Необходимо отметить , что данные молитвы никогда не составляли органической части чина Крещения. В позднейших греческих Евхологиях и в славянских Потребниках существовало около двух десятков молитв, как-то связанных с роженицей и младенцем ( например такие :” Молитва дети в колыбель класти “, или “ Молитва дому , где младенец родился “ и проч.). В некоторых Требниках эти молитвы опускались, в некоторых выводились в отдельную главу. Распространенная практика совершать над матерью молитвы сорокового дня при воцерковлении после крещения ребенка не похвальна, так как лишает мать молитвенного участия в таинстве . Мама должна молиться за свое чадо , духовно переживая его рождение во Христе. Немилосердно лишать ее этой возможности. Поэтому “ Молитвы жене “ лучше прочитать непосредственно перед началом совершения таинства Крещения.
Чин 40-го дня был в древности посвящен исключительно младенцам. На сороковой день над младенцем читались практически те же молитвы , что и сейчас помещены в нашем Требнике. Это молитвы на воцерковление, которые многие пособия по уставу тоже рекомендуют совершать , как и само воцерковление, в его теперяшнем понимании после Крещения. Причем те же пособия предлагают священнику “ корректировать “ текст этих молитв, изымая из них ряд фраз, указывающих на то , что младенец, о котором составлены эти молитвословия, еще не крещен. Весьма сомнительна возможность и необходимость какого-то еще “ дополнительного “ воцерковления для человека “ облекшегося во Христа “ и в Миропомазании ставшего храмом Духа Святого. Дело в том ,что в древности воцерковляли некрещеных младенцев христианских родителей, таким образом предобручая их Церкви. Непосредственно после воцерковления ,по определению Константинопольского Евхология и Потребника патриарха Филарета, таковые дети “ суть некрещеные христиане “. Крестить же детей могли и позже в возрасте 2-х или 3-х лет.
Каким же образом поступать сегодня? Что лучше? Воцерковлять ли некрещенных детей в соответствии с традицией древней Церкви ? Или искажать текст и профанировать смысл древних молитв ? Видимо рано или поздно богословы и литургисты датут компететный ответ на этот вопрос. В рамках же данной работы видится разумным следующий компромис: молитвы , не искажая, читать на своем месте , а само действие воцерковления ( с внесением или введением новопросвещенных мужского пола в алтарь) совершать в конце чина, как и есть в современной практике.
Чин оглашения
Обычай приносить в 40-й день детей в собрание общины , где епископ или пресвитер возлагал руку на голову младенца очень древний. Во времена Златоуста он назывался “ зачислением “. Отголоском этой христианской древности и является “Молитва во еже сотворити оглашеннаго “ .Священник , трижды дунув в лицо оглашаемому и осенив крестным знамением голову и грудь, произносит молитву : “О имени Твоем, Господи Боже Истины, и Единороднаго Твоего Сына, и Святаго Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою имярек), сподобльшагося (сподобльшуюся) прибегнути ко Святому Имени Твоему и под кровом крил Твоих сохранитися...” и полагает руку на его голову. Св Ипполит Римский ( 3 в.) указывает, что готовящиеся принять Крещение преклоняют колена перед епископом, тот возлагает на них руку и : “ заклинает всяких чуждых духов, чтобы они убежали от них и уже не возвращались в них. “( “Апостольское предание”*20). Поэтому непосредственно за этой молитвой следует запрещение и изгнание нечистых духов (экзорцизм).
Экзорцизм
В 1-м и 2-м веках обычно крестили без заклинательных молитв (А. Алмазов “История чинопоследований Крещения и Миропомазания “ *20). Обычай чтения данных молитв над крещаемыми оформляется в 3-4 веках. Существующий сегодня чин заклинания практически тождествен древневизантийскому, тот же лишь незначительно отличен от чинов 5-го и 7-го столетитй. Актуализация прещения злых духов происходит при трижды произносимых словах священника:” Изжени из него всякого лукавого и нечистого духа , сокрытаго и гнездящегося в сердце его “ и крестообразном (по традиции) дуновении на рот, лоб, и грудь оглашаемого.
По окончании 3-х запретительных и еще одной 4-й молитвы Требник предписывает повернуть крещаемого лицом на запад и поднять руки “ горе “. Священник задает вопрос : “ Отрицаешися ли сатаны , и всех дел его , и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его? “ Что же означают перечисляемые слова? Слово “ служение“ - греч. “latria” означает “ почитание иных богов “, “ принесение жертв идолам “. Слово “гордыня“ - греч. “pompi” первоначально означало триумфальное , торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. Форма данного вопрошания , изначально обращенная к человеку , приходящему от сознательного язычества к вере Христовой ныне носит скорее рудиментарный характер и имеет символическое значение. Однако обязательна и никогда не может опускаться. После чего священник говорит крещаемому :” И дуни , и плюни на него “, что тот и должен исполнить. Современная практика дуновения и плюновения не существовала ни в Древней Византии, ни в Древней Руси. Плюновение появляется в 15 веке, сначала заменяя дуновение, а затем употребляясь вместе. После дуновения и плюновения современный Требник указывает крещаемому повернуться лицом на восток и опустить руки “ доле “, т.е. вниз (Однако еще в 17 веке существовала другая традиция: при отречении от сатаны руки оглашаемого былы опущены, а уже при сочетании со Христом- подняты вверх ( Требник патр.Иосифа, 1652) . Следует главный вопрос священника : “ Сочетаваешися ли Христу? “ – “ Соединяешься ли ты со Христом? “Греческое слово “ синтаксис “, употребленное в оригинале , в прямом значении – “связь, принадлежность”. И в ответ крещаемый подтверждает , что отныне он принадлежит только Христу. На этом необходимо делать смысловое ударение , на личной связи крещаемого со Христом, следовании за Ним и на ответственности перед Ним. Это - исповедание личной верности Христу. “Таже паки глаголет ему священник: “Сочетался ли еси Христу? И отвещает: “Сочетахся”. И паки глаголет: “И веруеши ли Ему?” И глаголет: “Верую Ему, яко Царю и Богу”. Крещаемый исповедует свою веру в Христа как Царя и Бога. В значении присяги данные слова исключительны. Далее следует чтение Символа веры. Хотя по Требнику его положено читать трижды , но на практике он читается один раз.
Освящение воды.
В Требнике чинопоследованию Крещения предшествует следующее указание: “Входит священник и облачается в священническую одежду белую и нарукавницы, и вжигаемым всем светам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и, отдав кадильницу, поклоняется”. В разное время Крещение совершалось в разном количестве священнических облачений. Так в Древней Руси крестили часто в одной епитрахили. Современная же практика требует непременного облачения в фелонь. А вот каждение практически нигде не совершается. Однако нелишне напомнить , что если каждение совершать , то во время последования Крещения – дважды: при начале таинства и , по дореволюционной традиции ( Прот.Е.Попов “ Письма по пастырскому богословию “,стр.315), на чтение Апостола. Чинопоследование начинается с возгласа священника: “Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков”. Затем следует мирная ектинья, к которой присоединяются специальные прошения , делящиеся в смысловом порядке на две группы: о воде и о крещаемом. В конце ектиньи современный Требник не указывает возглас, но в греческих последованиях это обычный для мирной ектиньи “ Яко подобает… “. Далее указана молитва священника о самом себе “ Благоутробный и милостивый Боже… “ . Эта молитва входит в состав чина освящения воды, но прочесть ее можно и до начала Крещения. В некоторых храмах существует практика, которая представляется весьма правильной и ответственной: если известно , что будет большое количество крещаемых, дабы не утомлять младенцев и их , в основном не церковных , родителей и разумно уменьшить время совершения полного чинопоследования Крещения , - освящать воду также до начала общего крещения, пока идет приготовление к нему ( с произнесением полной мирной ектиньи и молитвы “ Велий еси Господи.. “). Однако категорически не следует использовать воду Богоявленскую или тем более воду с малого водоосвящения. В случае если предварительно вода освящена, на мирной ектинье во время Крещения следует произносить только прошения о крещаемом. Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного. Крещение разумно совершать в воде комнатной температуры, или даже - в подогретой. Вода должна быть чистая - водопроводная или колодезная , без примеси других веществ и запаха. Никакая другая жидкость не может заменить воду. Для Крещения используется купель; в случае ее отсутствия можно использовать и другой сосуд. Для совершения Крещения над взрослыми должен быть устроен баптистерий или , хотя бы приспособлена для этого бочка или другая емкость достаточного объема, но при условии, что впоследствии она уже не будет употребляться для хозяйственных целей. По совершении Таинства вода из купели выливается в чистое место, непопираемое ногами - под дерево, под храм, в реку или в специально устроенный колодец , но не в водопроводные и канализационные стоки и канавы.
Особенно следует сказать о действиях священника при освящении воды. Требник: “ И знаменует воду трижды, погружая персты в воде, и дунув на ню, глаголет:” Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы “( Трижды) “. При этом знаменовании священник слагает пальцы правой руки именословным перстосложением, а затем погружает их в воду. Дуновение должно быть крестообразным. Совершается то и другое трижды, попеременно одно за другим, то есть за каждым знаменованием следует дуновение. Существует благочестивая практика старого духовенства : благословляя воду, священник первый крест изображает на поверхности воды, второй - немного глубже, а третий - в самой глубине. Никаких других слов, кроме формулы, указанной в Требнике, произносить не следует. Не следует благословлять воду на словах:” Ты убо , Человеколюбче Царю… “. А также совершенно неуместным является и погружение в воду требного креста.
Помазание елеем
Согласно указанию Требника , перед каждым Крещением следует заново освящать елей. После возгласа: “Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните”, священник дует трижды в сосуд с елеем и осеняет его трижды крестным знамением, затем следует молитва “ Владыко Господи Боже отец наших… “. Но обыкновенно используют уже ранее освященный елей , хранящийся в крестильном ящике. Читать молитву на освящение елея в таком случае не надо. И, хотя , на практике допускается освящать елей заблаговременно, впрок, он всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какою другою жидкостью. Не следует употреблять елей, освященный на всенощном бдении, или елей, употребляемый в Таинстве Елеосвящения. Возглашается: “ Вонмем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа “. И при троекратном песенном повторении священник кисточкой ( а в древности пальцем или деревянной палочкой ) трижды крестообразно помазывает воду.
Помазание крещаемого освященным елеем- чистым оливковым маслом – вошло в чин Крещения с конца 2-го – начала 3-го веков. Если на Западе помазанию елеем не усваивалось важного значения , то на Востоке оно всегда было обязательным и его установление возводили к апостольским временам( Свт. Василий Великий). Причем в древности маслом помазывалось все тело “ от верхних власов на главе- до ног “(Св.Кирилл Иерусалимский “ Поучения тайноводственные “ 2.3) У женщины священник помазывал только голову , а остальные части тела – диаконисы, позже восприемницы. В греческой практике обычай растирать все тело крещаемого освященным елеем сохранился за восприемниками до настоящего времени. Согласно современным исследованиям первоначальное значение этого помазания затемняется и теряется уже к 4-му веку и в святоотеческих творениях присутствуют уже преимущественно аллегорические и символические толкования . В литургическом богословии существует гипотеза , что , поскольку , Крещение есть сопогребение Христу , то предварительное помазание означало не что иное как символическое приготовление к погребению. Следует признать - образ достаточно архаичный и не вполне понятный современному человеку, ведь сегодня умерших не помазывают елеем. Но помня об апостольском происхождении этого помазания следует с особенной тщательностью совершать оное, помазывая “ елеем радования “ предписанные Требником : лоб, грудь, спину ( между лопаток), уши, обе руки, обе ноги с произнесением установленных Требником слов.
Крещение
После помазания всего тела, обратившись лицом на восток, священник крестит человека " права (то есть прямо) его держа ", окуная его в воду, либо возливает святую воду ему на голову и произносит крещальную формулу : “Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца...”(одновременно с произнесением этих слов погружает в воду или возливает воду на голову).И возводя из воды произносит: “Аминь”.Погружая ( или возливая) во второй раз, произносит:”И Сына...” И возводя из купели: “Аминь”. Погружая (или возливая ) в третий раз, произносит: “И Святаго Духа...” И возводя из купели: “Аминь”.Некоторые Требники добавляют в конце:"Ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Первоначально в этом месте мы предполагали рассмотреть различные способы или так сказать техники собственно крещений , но на наш взгляд вопрос следует рассмотреть шире , а именно : этика совершения Крещения . Чрезвычайно ярко этот аспект представлен в " Литургических записках " священника Сергия Желудкова, некоторые выдержки из которых предлагаются ниже.
Этика совершения Крещения
( из записок священника Сергия Желудкова, с сокращениями ) :
” Холодные сапожники. Ленинград, 1953. Я прикомандирован к лютеранскому пастору "показывать ему Православие". Это европейски образованный, солидный, глубоко верующий христианин...Я вижу, как привлекает его благочестие нашего народа, сердечная теплота нашего церковного Богослужения. Трогательно видеть, как он по собственному почину покупает и ставит свечечку... В кафедральном соборе после пышной архиерейской службы пастор пожелал увидеть "православное Крещение". Последовало замешательство; я понимал его причину. Мы увидели кошмар... В храме стоял многоголосый плач ... и в этом невообразимом шуме, в толпе растерянных восприемников ходил измученный священник, бормоча священные слова, которых никто не слышал, и совершая священнодействия, которых никто не понимал... Новостью для меня здесь был самый способ Крещения, которое совершалось здесь особенно непристойно: священник перекувыркивал младенца вверх пятками и в этом перекувырнутом вертикальном положении чиркал его головкой об воду... Так остроумно исполнялось здесь многократное и настойчивое требование церковного начальства "не обливать" при Крещении.
Когда кончилось, наконец, дикое зрелище, мой пастор молчал... Видимо, ему было стыдно за нас. Помню смущенный, вороватый вид священников, пойманных на месте преступления этой ревизией благоговейного иностранца. Все священники в соборе — с высшим церковным образованием, и страшно было, как могли они так опуститься?.. В соборе можно прекрасно оборудовать отдельный баптистерий и, не ожидая скопления младенцев, крестить их там по одному, по два, по три с разумным сокращением чина, вполне благолепно. Да можно было бы и массовое Крещение с любовью сделать замечательным церковным торжеством. Вот уж здесь-то ведь дана нам, кажется, полная возможность устраивать церковную жизнь; а мы безобразничаем...
...Очень проблематична символика дуновений..
... "Сочетавание Христу", еще более обесценивается от многословия: оно повторяется в общей сложности четырнадцать раз. Символ веры, полный его текст, читается не один раз, а три раза. Зачем? Как будто авторы чина видели какую-то магическую силу в этих бессмысленных повторениях.
В целом виде, как он напечатан в Требнике, чин Крещения сегодня нигде, решительно нигде не исполняется. Сокращения же его по личному разумению служителей, как правило, недостаточны и далеко не всегда удачны. Вот насущно необходимая творческая задача литургических экспериментов и дискуссий. Чин святаго Крещения должен быть разумно сокращен и переработан в двух вариантах: Крещение младенцев (с идеей будущего доброго христианского воспитания) и Крещение взрослых (с идеей духовного возрождения к новой, истинно христианской жизни). Внутри этих двух вариаций — еще разделение типов Крещения: торжественное, "песенное" Крещение в храме или в баптистерии и Крещение вне храма в стиле апостольской простоты. В Требнике предусмотрено Крещение первого типа — с кадилом, с диаконом и хором, с торжественной процессией по кругу. Когда нет этих возможностей — не надо бы священнику говорить ектению и самому себе отвечать собственным пением, изображать в какой-нибудь комнатушке процессию вокруг какого-нибудь тазика или кастрюли... Зачем? Можно выработать особый чин "домашнего" Крещения — и он, лишенный церковной музыки и обстановки, должен быть составлен особенно вразумительно. Да и во всех четырех видах Крещения непременно должно быть в каждом свое чтение Писания по-русски и в каждом свое краткое огласительное слово... Все это нужно именно сегодня — и ничего в этом направлении еще не делается...
В провинциях в чин Крещения включается иногда ("по просьбе верующих", в которой "нельзя отказать" — конечно, за особую плату) молитва святых седми отроков, проспавших в вертепе 372 (так) года, из II части Требника. Крестили ребенка, чтоб был здоров; теперь надо прочитать и эту молитву, чтоб спал — не кричал... Священник постоянно встречается с несовершенным восприятием Крещения со стороны главным образом законнически-бытовой и врачебно-чудотворной. Здесь разные степени и оттенки; предел их я сам сподобился видеть однажды, когда после Крещения спросил — не нужно ли матери взять сорокадневную молитву: оказалось, что нужно бы, да нельзя, потому что сама-то она — некрещеная; ради такой необходимости согласилась креститься.
Суеверия стали бы исчезать, если бы каждое Крещение ребенка было вместе с оглашением для его родителей, восприемников, всех присутствующих. "О еже просветитися нам Просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа"... Но нет — вместо просвещения эти люди с ребенком, пришедшие в храм один раз за многие годы, именно в храме-то и получают уроки суеверий. Здесь и учатся они гаданию на плавающих волосах... А если бы родители пожелали все-таки что-то понять, поприсутствовать при Крещении своего ребенка — их выгонят церковные старухи как «нечистых». Так и уйдут они без всякого просвещения — с впечатлениями только от суеверий, да еще от платежей в церковную кассу... А этот что-то непонятное говорящий и делающий, дующий на ребенка священник и в самом деле похож на волшебника.
Объявлена циркулярная война против так называемого "обливательного" способа Крещения... Как же крестить? Юного наследника Царства Божия священник грубо хватает ладонью за личико... Все вокруг поглощены состраданием к ребенку и страхом — как бы не утопил его священник...Если ребенок вырос уже из первых месяцев младенчества, он закричит, барахтается и из последних силенок сопротивляется священнику, который вступает с ним в борьбу, стремясь непременно утопить его с головкой в купели. Как все это недостойно, унизительно, оскорбительно для Таинства, для младенца, для священника...такое Крещение оставляет всегда отвратительное впечатление...
И вот, однако же, ... считается, что только такое "полное погружение" при Крещении единственно "православно"... указывают, что само греческое слово «Баптизма» (Крещение) означает собственно погружение, и что поэтому никаких разговоров здесь и быть не может: крестить — для нас это будто бы и значит погружать... Но это неверно. Словари дают за «Баптизма» значение не только погружения, но также и омовения, как это видно и из священного текста Евангелий:
Мк. 7, 4: И от торжища, аще не покуплются, не ядят. И ина много суть, яже прияша держати: погружения сткляницам и чваном и котлом и одром.
И (пришедши) с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение [15] чаш, кружек, котлов и скамей.
Мк. 7, 8: Оставлыше бо заповедь Божию, держите предания человеческая, крещения чваном и сткляницам...
Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш...
Лк. 11, 38: Фарисей же видев дивися, яко не прежде крестися прежде обеда.
Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
... Указывают далее на постановление древнего собора, запрещающее давать священный сан "клиникам" — крещенным на одре болезни. Естественно, их крестили без погружения; следовательно, говорят несведущие люди, древняя Церковь считала Крещение без погружения неполноценным... Но и это неверно. Соборное постановление говорит о "неполноценности" не Таинства, а человека, оттянувшего свое Крещение до смертного страха:
"Аще кто в болезни просвещен Крещением, то не может быти произведен во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды. Разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных."
(Неокесарийского собора. Правило 12).
А какова преемственная практика, каково "предание" о Крещении?.. Вот что писал об этом корифей русской церковной истории проф. Е. Голубинский:
"...Указывали еще до-Никоновские русские, а за ними указывали и старообрядцы, будто греки заимствовали от латын обливание в таинстве Крещения. Но это есть недоразумение: греки не заимствовали от латынян обливания, а при крещении младенцев употребляли и до сих пор употребляют такое погружение, которое может быть смешиваемо с латинским обливанием и принимаемо за последнее. Греки всегда твердо учили, как и до сих пор учат, что крещение должно быть совершаемо через погружение... Но через настоящее или полное погружение они крестили и крестят только взрослых, что же касается до младенцев, то в виду опасности утопления или, как выражаются наши славянские служебники, залитая, они большей частью крестили, как и до сих пор крестят их чрез погружение неполное или не совсем настоящее: младенец поставляется в купели, погруженный в воду по шею, а на голову его священник трижды возливает воду горстью правой руки... В прениях с Арсением Сухановым греки говорили последнему о своем крещении: "Мы в крещении обливаемся, а не погружаемся в купели, тако мы изначала прияли и держим, это у нас и именуется погружение, что трижды на крещаемого святитель руку возводит и низводит, егда воду лиет на него"... И у нас в России это крещение детей чрез неполное погружение было более или менее распространено с древнего и до позднейшего времени..."("К нашей полемике со старообрядцами", М., 1905 . С. 129 и ел.).
Итак, "полное погружение" младенцев при Крещении — это не Предание, не священная древность, а русское старообрядческое изуверство, возомнившее стать "православнее" древней Церкви. Это примерно то же самое, как еще не очень давно считалось у нас "лучше" крестить детей не в теплой, а в ледяной воде... Нет, не будем суеверны — подогреем воду и будем крестить ребят по древнему чину, ласково, благолепно.
Крещение взрослых становится все более актуальной проблемой. В древней Церкви Крещение взрослых было правилом; у нас оно выглядит исключением. Нередко крещаемый взрослый воспринимает Таинство по-детски — как обряд, который упустили совершить над ним в детстве, и только. У нас нет подготовительного периода "оглашения" взрослых, и то, что называется "оглашением" в чине Крещения, не бывает таковым в действительности. Есть тревожные признаки, что Крещение взрослых бывает не связано с духовным возрождением человека, с его покаянием — с изменением душевной жизни и практического поведения. Бывают случаи и Крещения просто суеверного — чтобы замуж выйти или поправить другие житейские обстоятельства... Вместе с другими причинами, несомненно, здесь имеет значение и недостаточно ясное литургическое содержание Таинства, в частности, отсутствие огласителъного слова в чине Крещения.
Вот где надо бы "полное погружение" — великолепный символ обновления, о чем писал апостол Павел в главе 6 послания к Римлянам. Надо бы устроить круглые баптистерии-бассейны или совершать Крещение на реке... Но напрасно некоторые неумные батюшки устраивают Крещение в тазике и требуют при этом полного раздевания мужчин и женщин... Архиереи должны бы запретить это унижение Таинства и человека. “
Облачение новокрещенного
Тотчас по выходе из купели на шею новокрещенного возлагается ( одевается) нательный крест. Этот обряд не описан в Требнике, нет упоминания об обряде одевания креста и в древности. Впервые оно встречается в Потребнике патриарха Иоасафа в 1639г. но сегодня этот обряд- необходимый элемент православного таинства Крещения. Чтобы не оставить этот благочестивый обычай безмолвным, священник может при возложении нательного креста произносить : " Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа " или "Аще кто хощет по Мне ити΄, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет" или " Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое Воскресение Твое славим " . Можно произносить и другие слова. Очень назидательна следующая фраза , произносимая некоторыми старыми священниками при одевании крестика: " Новопросвещенный раб Божий ( имярек ) приемлет благодать Господню в знамение победы на враги и исповедания Православныя веры ". Затем новокрещенный облачается в белую одежду. В настоящее время это специальная крестильная рубашка или белая новая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещенного. И облачая его во одеяние, священник глаголет: "Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь". И поется тропарь, во глас 8-й: "Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш". В Древней Руси восприемник принимал от купели крещаемого на белое полтно - так называемый синдон. Новокрещенный и восприемник связывались этим полотном за шею и так ходили вокруг купели.
Миропомазание
После облачения новопросвещенного священник читает молитву : " Благословен еси Господи Боже Вседержителю... ". В древности эта молитва читалась тайно, а перед молитвой ( в византийской и древнерусской традиции) произносилась мирная ектинья над св. Миром. Постепенно ектинья была сокращена, а молитва из тайной стала гласной. По молитве помазывает священник крестившегося Миром, изображая знак креста : на лбу, на глазах, на ноздрях, на губах, на обоих ушах, на груди, на руках ,на ногах. При каждом помазании священник произносит : " Печать дара Духа Святаго. Аминь. " В этой формуле слово "дар" (греч. - "дóрон") употребляется в единственном числе. Это значит , что в таинстве Миропомáзания человеку подаются не частные дары Духа Святого, но Сам Дух Святой, как Дар. Помазывать части тела Святым миром следует "не скудно", и до омовения никто не должен прикасаться к ним руками. Но не следует смущаться, если часть Святого мира попадет случайно на пеленку или одежду новокрещенного.
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первохристианские времена каждый новокрещёный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется "помазанием" (1Ин.2:20, 2Кор.1:21). Лаодикийский собор (343 год) закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения. Необходимо отметить ,что формула " Печать дара Духа Святаго " Канонически утверждена на 2-м Вселенском соборе. Однако и в Древней Византии и в Древней Руси кроме этой краткой существовала еще пространная форма Миропомазания с присоединением дополнительных слов, как например у старообрядцев.
В давние времена сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, вели в храм, где уже собравшаяся община ожидала их прибытия, чтобы вместе с ними совершить пасхальную Литургию. Теперь это шествие совершается в конце чинопоследования Крещения и Миропомазания. Священник вместе с новокрещенным и его восприемниками трижды обходит вокруг крещальной купели, идя против движения солнца, навстречу ему, а в это время все присутствующие поют стих: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа" (трижды). Не следует опускать данного троекратного обхождения вокруг купели , но и не следует по просьбе родственников и в угоду им совершать обхождение большее число раз , например - семикратно. (Взрослый новокрещенный сам держит свечу в руке, за младенца держит ее восприемник.) Крестный ход, с которого, как известно, начинается пасхальное богослужение, и шествие новокрещеных в храм составляли в древности одно целое. Таким образом, вход новых членов Церкви в храм был началом пасхального торжества не только по времени, но и по духу.
Непосредственно за шествием вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Причем Евангелие лучше читать лицом к народу.
Омовение и пострижение.
В завершение Крещения и Миропомазания священник кропит новокрещенного и отирает губкой помазанные части тела, а затем следует обряд пострижения волос. Существовали разные практики пострижения волос. Согласно одной практике пострижение совершалось на 8-й день после омовения, согласно другой - непосредственно после Крещения , не дожидаясь омовения. Младенцам постригали волосы на голове, а взрослым мужчинам еще и бороду. Хотя древнерусские и старообрядческие Потребники предлагают сначала постригать, непосредственно после Крещения, а уже потом , на 8-й день омывать помазанные Миром места. В современной практике сначала омывают , потом постригают. В Древней Церкви же эти чины совершались именно на 8-й день. Поскольку Крещение чаще всего совершалось на Пасху, то для новокрещенных это было и началом новой жизни. В течение всей Светлой седмицы новопросвещенные ежедневно собирались в храме для слушания тайноводческих проповедей (мистагогий), сосредоточенных на объяснении Евхаристии и причащались. В следующее воскресенье после Пасхи, на 8-й день, новокрещенные снимают белоснежную одежду и посылаются Церковью в мир. Современное совершение этих чинов непосредственно после Крещения затемняет их смысл.
Первый обряд восьмого дня - это омывание с тела новокрещенного святого Мира. В ранней литургической практике этому обряду предшествовало возложение епископом рук на голову нового члена Церкви. И об этом напоминается во второй молитве восьмого дня: "... возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости… ". Требник предписывает следующие действия: священник должен взять концы пелен, омочает их водою чистою и кропит ею новокрещенного, произнося: "Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". Затем напояет губку водой и отирает ею помазанные места, произнося: "Крестился еси. Просветился еси. Миропомбзался еси. Освятился еси. Омылся еси во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ". Сегодня же на практике окропление новокрещенного совершается водой из купели при помощи той же губки, которой будет отираться Миро. Окропление совершается крестовидно и омовение , помазанных святым Миром частей тела , священник также совершает крестообразно проводя по ним губкой , смоченной водой из купели.
Чин пострижения волос оформляется приблизительно к 8-му веку. К этому периоду относится и 1-я молитва " Владыко Господи Боже наш... ". Около 10-го века появляется и молитва для младенца ( у нас-вторая). Если крестился ребенок , читалась вторая молитва , если взрослый- первая. Такая практика представляется разумной и сейчас ( В Болгарской Церкви сохранилась лишь 2-я молитва , см. Требник Болгарской Церкви). Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая и, наконец, - левая, то есть в том же порядке, в котором совершается благословение. Остриженные волосы можно закатать в кусочек воска и опустить в купель.
Воцерковление.
Требник предписывает следующую последовательность действий : берет священник ребенка и начертывает им крест пред вратами храма, говоря: "Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Внеся его в храм, священник произносит: "Внидет в Дом Твой, поклони΄тся ко храму Святому Твоему".
Остановившись посреди храма, священник возглашает: "Воцерковляется paб Божий (имярек)! Посредй Церкве воспоет Тя".
Приблизившись к Святая Святых - алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит: "Воцерковляется раб Божий (имярек)".
Далее младенец мужского пола вносится в алтарь через южную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Ребенок приносится Богу и поклоняется Ему. (Прикладывать младенца к престолу или жертвеннику, как это делают в отдельных приходах, ни в коем случае не следует.) При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко ви΄деста очи мои спасение Твое..."
Но, поскольку, современная традиция предполагает совершение Крещения в основном в храме , то и выносить или выводить новокрещенного из храма для воцерковления ( пред враты храма) , а затем вновь поэтапно вводить крайне нелогично. Поэтому современной церковной традицией и выработана техника воцерковления , при которой священник совершает воцерковление перед алтарем ( при этом младенцем начертывается крест перед Царскими вратами , затем перед местными иконами Спасителя и Богородицы).
После чего совершается отпуст. Ряд древних Требников указывал произносить отпуст" Иже во Иордане... ". И целование креста.
Священник Андрей Шеин