truthcenter

Праздник Обрезания Господня.Священник Андрей Шеин.

Приидите, Владыки славная Христова                          
наименования во святыни                           
торжествуем: Иисус бо боголепно    
наречеся днесь. В осьмый день   
образуется, яко младенец, Владыка:   
Иисуса же приемлет именование, яко  
мира есть Спас и Господь

Припевы на 9 песни канона в день Обрезания

Что же такое обрезание? Немного истории. Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у финикийцев, у египетской аристократии, а также у народов Ханаана и , предположительно, у вавилонян и ассирийцев . Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э. Обряд обрезания (циркумци́зия, удаление у мальчиков и мужчин кожистых складок, прикрывающих часть наружных половых органов)  был связан с ритуалами различных инициаций, наделения мужчины или юноши различными правами. Существует египетская  фреска, изображающая сцену обрезания двух молодых людей, причем, рисунок ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Сама фреска датируется 2500-м годом до н.э. Греческим философам, приезжавшим в Египет, чтобы подвергнуться посвящению, приходилось ждать некоторое время, прежде чем их допускали в храм. Операция над ними производилась с помощью кремниевого ножа. Существующие данные позволяют установить, что обрезание явилось гуманной заменой кастрации, поскольку вначале такие понятия, как “кастрат” и “посвященный”,  как интеллектуального так и мистического характера , были равнозначны. В Египте обрезание, обязательное для кандидатов на посвящение,  совершали в ходе торжественной церемонии. Обрезание могло входить в обряд  посвящений мистического или религиозного(жречество, философия), социального( аристократия), имущественного( обладания чем-то),  репродуктивного( право вступить в брак и, следовательно, иметь потомство) характера (характерно, что еврейское существительное “хатан” (жених, зять) однокоренное с арабским hitan - обрезание). Обладание этими правами в представлении древних не всегда разделялось. Все зависело от уровня организации общества. В обществах архаичных, как правило, глава рода(племени) обладал не только верховной властью, хранил знания(предания), дошедшие от стариков, но одновременно выполнял и функции жреца( священника), а также был обязан оставить потомство, чтобы свои функции передать. Итак, обрезание как обряд существовал на востоке с глубочайшей древности.У большинства народов обрезание совершалось над мальчиками и юношами 10-17 лет (в Древнем Египте — на 14-м году).
Временем патриарха Авраама, которому Бог дает повеление совершать обрезание, на основе данных Септуагинты надо считать 2165 – 1940 годы до н.э. Согласно же мнению современных библейских исследователей, рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан достовернее отнести к 1800-му г.до н.э. Есть весомые аргументы предполагать, что семья Авраама могла покинуть Ур около 1740 года до н. э., в период подавления восстания против вавилонского правителя Самсу-илуны, в котором участвовал и Ур. В 1739 году до н. э. город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура “Уром Халдейским” (Быт.11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100—1000 гг. до н. э. Согласно греческому историку Николаю Дамасскому (64г. до н. э. — начало 1 в. н. э.), Авраам был царём Дамаска, явившимся из земли халдеев. Авраам, независимо от рода деятельности, не был выходцем из среды некультурных кочевников-скотоводов. Он был жителем большого города, одного из тех центров культуры и торговли, которые явились продуктом цивилизации, уже в те времена весьма древней и развитой: Ур Халдейский, Вавилон, Египет… Это была городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве. Затем он переселился в Ханаан.  Бог, говорящий с людьми на понятном для них языке, в образе, который понятен Аврааму, как человеку своего времени и своей культуры, заключает с ним завет и наделяет его правами на Землю Обетованную. Вот текст книги Бытие: ” Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;  и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.  И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:  Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,  и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;  и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;  и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;  и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.  И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.  Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;  обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.  Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.  Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.  Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.  “ (Быт.17.1-14). Чем же становится обрезание для Авраама? Налицо все четыре составляющие инициации( посвящения) через обрезание: права власти (“…и цари произойдут от тебя…”), права и обязанности хранить знание или предание (“…ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их…”), религиозного посвящения (“…Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя…“), репродуктивного права ( “… и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы…“ ). Но есть в этом обряде и определенная новизна – печать Завета должна отныне коснуться каждого в народе, включая рабов. И это есть всеобщее принципиальное участие в наследничестве Завета через посвящение обрезанием. Завет, обетования и печать Завета явились раньше, чем был дан Закон. Апостол Павел скажет позже:” И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании. Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры “(Рим.4.11-13). Обрезание являлось прообразом грядущего Завета с Богом во Христе и крещения :”… и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,  и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи …“(Кол.2.10-13). И прообразом всеобщего царственного священства в “ уделе Божием “: “Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы… “1Петр2.9-10.
Первоначальное установление празднования Обрезания Господня, бывшее ранее только “октавой” Рождества Христова  (совершаемое на восьмой день после Рождества, т.е. 1 января ), носило антиязыческий характер. Этот день в Риме был днем бога Януса (бога дверей и начатков). Обрезание, празднуемое 1 января,  описывается в некоторых Сакраментариях 5 в. как особый праздник “против идолов” , с соответственными бдениями, постом, литаниями и т.д. ( в католической Франции первый день января до 15 века был днем покаяния и поста). В дальнейшем судьба этого праздника в истории складывалась следующим образом. Свт. Епифаний Кипрский (403г.) в Слове на Вознесение называет главными 4 Господских праздника .: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа и Вознесение Иисуса Христа. Свт. Иоанн Златоуст (407г.) упоминает 6 праздников: Рождество Христово, Богоявление, день Страстей Христовых, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. Св. патриарх Прокл (434-446г.г.) выделяет 5 праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. В 744 г. Эвбейский пресвитер Иоанн (впоследствие епископ) назвал 11 важнейших праздников, выделив среди них следующие Господские праздники : Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вознесение, Воскресение, Преображение Господне, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XI в. в византийской церковной письменности отмечено 12 важнейших праздников. В описании церковных древностей Константинополя при имп. Алексее Комнине упоминалось о 12 праздниках, не называя их. В XII в. Феодор Продром писал о таких праздниках, как Рождество Христово, Обрезание, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста (древо Креста), Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XIV в. Никифор Каллист называл те же праздники, кроме Обрезания . Присутствие праздника Обрезания в месяцеслове имело “ мерцательный  “ характер. В дохалкидонских Церквах набор Господских праздников в основном соответствует византийской  традиции , но в некоторых тоже нет празднования Обрезания Господня.  В Римо-католической Церкви праздник Обрезания Господня, называемый на Западе также праздником св. имени Иисуса,  первоначально установлен был в ордене францисканцев и утвержден в 1530 г. папой Климентом VII, который назначил праздновать день имени Иисуса 14 января. В 1721 году Иннокентий XIII распространил это празднование по всей латинской Церкви. Таким образом, на Западе в память события в 8 день по рождестве Иисуса Христа образовались два праздника: 1 января - праздник Обрезания, 14 января - праздник имени Иисуса.  В настоящее время в Католической Церкви ( после 2-го Ватиканского собора) праздник Обрезания исключен из числа обязательных праздников месяцеслова.
По месяцеслову Православной Церкви Обрезание Господне празднуется 1 января (ст.стиль)/14 января (нов.стиль). Интересно отношение Типикона к этому празднику. На 31 декабря (по старому стилю) установлено отдание Рождества, а 2 января начинается уже предпразднство Крещения.  А на Обрезание оставлен один день: ни предпразднства, ни попразднства нет. Праздник Обрезания как бы зажат между двумя великими праздниками Рождества и Крещения. Примечательно, что в этот же день указано совершать память свт. Василия Великого . И при соединении Господского праздника и праздника святого в некоторых элементах богослужения Типикон отдает первенство именно празднику святого. Например, евангельское чтение на утрени в этот день – святительское и др. Да и количество текстов, посвященных празднику Обрезания Господня , меньше, чем святителю. Это все не соответствует основным принципам построения богослужения, сформулированным в самом Типиконе.  То есть, праздник Обрезания вроде как бы и есть , но при этом столь тщательно” закамуфлирован “ Уставом , что почти незаметен. Для этого нужны веские причины. Почему же столь неоднозначно отношение к этому празднику? Некоторые говорят о его “некорректной” рядом с именем Спасителя физиологичности. Других смущает его ветхозаветное происхождение. Но есть смущения и более основательные. Из всех евангелистов об этом событии сообщает только эллинист Лука, самый поэтичный евангелист. Но ничего не говорит, например, Матфей, писавший для иудейской аудитории, которой рассказ об Обрезании был бы особенно важен. А если внимательно прочитать, то что же все-таки написал св.Лука : ” По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус…”(Лк.2,21). С изяществом лучших античных авторов св. Лука лишь упоминает обстоятельство времени : “…По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать… “ . Положительно же утверждает лишь, что “…дали Ему имя Иисус…” В критической библейской науке две части 21-го стиха 2-й главы Евангелия от Луки и вовсе толкуются как противопоставление. Основным контраргументом является то, что Обрезание нужно было, дабы показать полноту вочеловечения Христова. На что оппоненты отвечают : разве не достаточно для этого прочих евангельских свидетельств? У Спасителя есть родившая Его Пречистая Матерь, Он испытывал жажду под палящим солнцем Палестины, уставая, дремал (например, на корме лодки во время бури ), наконец, претерпел издевательства и мучения на неправедном суде и пролил кровь на кресте. Вот если бы после Обрезания сразу произошло Вознесение , то капли крови, пролитые при Обрезании, стали бы бесспорным аргументом в вопросе: “ А был ли Младенец?.. “ Далее исследователи отмечают различие в описании евангелистами Рождества Христова и сопутствовавших событий. Рассказывают о них только двое евангелистов Матфей и Лука. Причем, речь не о том, что один евангелист говорит о поклонении волхвов, а другой - пастухов ( могли произойти оба эти события ) , а об общем эмоциональном настрое. Св.евангелист Матфей уделяет много внимания драматическим событиям , таким как вражда Ирода, избиение младенцев, бегство в Египет. А св. Лука ведет свое повествование в благостном тоне , приводя большое количество поэтических вставок : славословие ангелов, при принесении в Иерусалимский храм песнь Анны пророчицы и песнь Симеона Богоприимца. Св. Иосиф Обручник и Мария у него не спешат в Египет, тогда как у Матфея ярко выражена динамика повествования : “Когда же они отошли (т.е.сразу после ухода волхвов) …Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит … встань… беги в Египет … ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. “( Мф.2.13 ). А волнение охватило не только Ирода , но “…и весь Иерусалим с ним…”(Мф.2.3). Вифлеем (евр. Бет-Лехем) - город, фактически примыкающий с юга к Иерусалиму (ныне расстояние от муниципальной границы Иерусалима до въезда в Вифлеем - около 500 м). При столь серьезной опасности для Младенца действительно стоило спешить и посещение встревоженного города было бы небезопасным. А пешее путешествие в Египет с новорожденным  Младенцем – предприятие опасное и трудное само по себе. И совершать болезненный обряд обрезания перед поспешным и весьма сложным путем было бы неразумно. Но по иудейской традиции обрезание (евр.брит-мила)– это всегда общественное дело , потому необходим миньян-кворум из нескольких( в современном иудаизме- девяти или десяти) взрослых мужчин. В условиях чрезвычайной опасности было бы естественнее не проводить такое общественное собрание . Поэтому евангелист Матфей и не знает ничего об Обрезании Младенца. В православной традиции первенство в авторстве евангельских текстов признается все же за св. евангелистом Матфеем ( свидетельство св. Папия Иерапольского, ученика св.ап. Иоанна Богослова) в отличие от протестантской точки зрения, считающей первым автором , написавшим Евангелие, евангелиста Марка. В любом случае текст Евангелия от Луки – более поздняя редакторская версия. Объясняя необходимость праздника Обрезания, обычно ссылаются на слова Христовы : “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, - сказал Он, - не нарушить пришел Я, но исполнить” (Мф. 5:17). И апостола Павла: “Бог послал Сына Своего, Который подчинился закону, чтобы искупить подзаконных “ (Гал. 4:4-5). А “подчинением закону “ считают именно факт Обрезания. Хотя противоречат в этом самому апостолу Павлу: “ И знак обрезания он (Авраам) получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании… Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование… “ (Рим.4.11-13). Обрезание даровано Аврааму задолго до Закона, как печать Завета с Богом. Закон же дан через Моисея . А даже в традициях современного иудаизма обрезание считается выше Закона. Например, если в религиозной еврейской семье восьмым днем после рождения ребенка будет суббота , то обрезание все равно совершается, так как субботний покой предписан Законом , равно как и непролитие крови в субботу, а обрезание - над Законом. Дать однозначные богословско-библейские объяснения этим противоречиям в рамках Традиции просто невозможно. Но нельзя и отвергать сложившихся форм Предания. Как нельзя не принимать во внимание существующие сложности. Именно такой, двойственной, но единственно верной точкой зрения и руководствуется Устав.
А может быть ответ на этот вопрос стоит искать в сознании церковного народа, в котором этот праздник в общем-то так и не прижился? Очень показательно, что, например, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, возвышенный и прекрасный, но пришедший из протоевангелия Иакова, прочно вошел в жизнь Православной Церкви и чрезвычайно почитаем и любим народом Божиим . Как прочно вошли в литургическую жизнь Церкви и дороги сознанию каждого православного имена родителей Пресвятой Девы – Иоакима и Анны. Хотя протоевангелие Иакова и считается апокрифическим , т.е. недостоверным. А в понимании праздника Обрезания , быть может, стоит сместить акценты - что это день, в который прозвучало первое исповедание Богосыновства Господа Иисуса в наречении Ему имени. Иисус - греческое слово от еврейского — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит “Бог спасение его”, или еще короче - “Бог Спаситель” . Как писал в свое время митрополит Вениамин(Федченков) об этом празднике:” …День именин …Отсюда теперь понятно, что день Обрезания Господня есть и день Его имени, или “именины”. А назван Он “Богом” - по Отцу Своему. И вообще у евреев было желание называть сыновей по имени отца; так и родственники советовали Елисавете называть Иоанна Крестителя (Лк. 1, 59) в честь отца. В имени уже указано все последующее дело Господа: в начале указано все остальное... Как в семени — будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и питание, и жизнь.“