truthcenter

Как поминать усопших

У Бога все живы. Церковь считает усопших такими же своими членами, как и живых. Каждый день Святая Церковь за Богослужением воспоминает всех своих усопших чад. Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде.

Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков. Самоубийство является тяжелейшим грехом, бунтом против своего Творца, выражением полного неверия, гордости и непокорности Его всеблагой воле. Самоубийство является самым страшным грехом против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягощается отчаянием, ропотом, дерзким восстанием против промысла Божия. Самоубийство, в отличие от убийства, исключает возможность покаяния. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на Литургии. Однако же, в некоторых случаях допускается получение разрешения на поминание самоубийцы. Разрешение может быть выдано правящим архиереем епархии после исследования обстоятельств происшедшего события. Для получения разрешения жителям Московской области следует обращаться по адресу:
119435 г. Москва
Новодевичий проезд, дом 1, корпус 4
Телефон для справок: (499) 2460881, Епархиальное управление Московской епархии Русской Православной Церкви Управление работает каждый день с 8:00 до 16:00 без перерыва на обед, кроме церковных и гражданских праздников, субботы, воскресенья.

Сразу после смерти принято заказывать сорокоуст – ежедневное поминовение новопреставленного в течение 40 дней по кончине.

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.
Кроме того, из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни – третий, девятый и сороковой. Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни вспоминаются все от века преставившиеся отцы и братия, в том числе и те, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви

Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в мясопустную субботу за неделю перед Великим Постом, перед праздником Пресвятой Троицы, перед днем памяти св. Димитрия Солунского (Димитриевская) и в субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой недель Великого поста. Поминают усопших и на Радоницу (во вторник второй недели после Пасхи). 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых.

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием повиновения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.