truthcenter

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Наталья Трончинская.

21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) христиане вспоминают событие из жизни Божией Матери, когда Её трёхлетней девочкой родители привели в Иерусалимский храм, чтобы выполнить обещание, данное Богу.

Святые праведные Иоаким и Анна, дожив до старости, не имели детей, а бесплодие тогда считалось позором. Они не роптали и истово молились о даровании им ребёнка, обещая посвятить своё дитя Богу, если Господь услышит их молитвы. И уже в весьма преклонном возрасте Анна родила Дочь, Которую назвали Марией. Когда Марии исполнилось три года, Её святые праведные родители решили исполнить свой обет и привели Дитя в Иерусалимский храм.

Там Её встретил первосвященник и непорочные еврейские девы, по просьбе св. Иоакима пришедшие в храм с зажжёнными светильниками в руках, чтобы Дитя возлюбило храм Господень и не просилось назад к родителям.

Марию поставили перед храмом, и Она бегом поднялась по пятнадцати гигантским ступеням, не оборачиваясь назад и не зовя Своих родителей. Первосвященник, по особому Божиему откровению, ввёл Дитя во Святая Святых – самое сокровенное место Иерусалимского храма, куда можно было входить лишь раз в году только первосвященнику. Мария оставалась жить при храме до двенадцатилетнего возраста (пока не была обручена со святым праведным Иосифом Обручником). Ей было позволено молиться во Святая Святых. Всё время Она проводила в молитве, чтении Писания и рукоделии. Положенную Ей пищу она раздавала нищим, а Сама питалась небесным хлебом, который получала из рук ангелов во Святая Святых.

Канонические книги Нового Завета не содержат упоминаний об этих событиях. О них мы узнаём из Предания, а именно из двух апокрифичных источников, датируемых I-II столетиям н.э.: Первоевангелия Иакова и Книги о Рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя. Эти книги не были полностью восприняты христианской традицией, однако описываемые в них события из жизни Богородицы вошли в Священное Предание.

В трудах еврейского писателя и историка Иосифа Флавия (37-100 гг.) также содержатся упоминания о здании при Иерусалимском храме, где воспитывались отроковицы.

Возникновение праздника относят к VI столетию, когда императором Юстинианом I на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь, посвящённая Пресвятой Богородице. С VIII в. этот праздник уже отмечается в некоторых месяцесловах, а в число двунатесятых праздников он окончательно вошёл уже после XIV столетия.

Богословский смысл праздника раскрывается в чтениях праздничной службы из Ветхого и Нового Завета, посвящённых описанию скинии моисеевой и храма – древнейших ветхозаветных святилищ, которые в христианской традиции рассматриваются как символические ветхозаветные прообразы Пресвятой Богородицы – подлинного храма и дома Божия.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Литература:

1) Протоиерей Геннадий Фаст «Кто Она для нас? Православное учение о Богородице»

2) Малков П.Ю. Введение во храм Пресвятой Богородицы. – Образовательный портал «Слово» (http://www.portal-slovo.ru/theology/44925.php?sphrase_id=80507

3) Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, электронная версия (http://www.pravenc.ru/text/149979.html)

4) Введение во храм Пресвятой Богородицы. Святоотеческое и литургическое освещение праздника. – Православный календарь сайта «Православие.ru» (http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon587.htm?id=587)